Должностная инструкция специалиста по маркетингу

I. Общие положения

  1. На должность специалиста по маркетингу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка по маркетингу без предъявления требований к стажу работы.
  2. Назначение на должность специалиста по маркетингу и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела маркетинга.


  3. Должностная инструкция специалиста по маркетингу
  4. Специалист по маркетингу должен знать:
    1. 3.1. Законодательные акты, нормативные и методические материалы по маркетингу.
    2. 3.2. Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики.
    3. 3.3. Конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка.
    4. 3.4. Методы проведения маркетинговых исследований.
    5. 3.5. Основы менеджмента.
    6. 3.6. Направления предпринимательской деятельности, организационно-правовой статус предприятия перспективы его развития.
    7. 3.7. Опыт аналогичных отечественных и зарубежных фирм.
    8. 3.8. Этику делового общения.
    9. 3.9. Технологию производства выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг).
    10. 3.10. Методы расчета прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства.
    11. 3.11. Ценообразование и ценовую политику.
    12. 3.12. Организацию торгово-сбытовой деятельности, производства, труда и управления.
    13. 3.13. Методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала и тенденции развития.
    14. 3.14. Формы учетных документов и порядок составления отчетности.
    15. 3.15. Технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникаций.
    16. 3.16. Компьютерные технологии и операционные системы.
    17. 3.17. Организацию рекламного дела.
    18. 3.18. Гражданское, трудовое и хозяйственное право.
    19. 3.19. Правила и нормы охраны труда.
  5. Специалист по маркетингу подчиняется непосредственно начальнику отдела маркетинга.
  6. На время отсутствия специалиста по маркетингу — командировка, отпуск, болезнь, пр. — его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременной исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Специалист по маркетингу:

  1. Осуществляет разработку мер по производству продукции (товара) и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.
  2. Содействует сбалансированному развитию производства и сферы услуг, готовит предложения по выбору и изменению направлений развития товарного ассортимента, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности. участвует в разработке маркетинговой политики, определения цен, создает условия для планомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг, удовлетворения спроса покупателей (клиентов) на товары и услуги.
  3. Изучает рынок аналогичных товаров и услуг (анализ спроса и потребления, их мотиваций и колебаний, деятельности конкурентов) и тенденций его развития.
  4. Прогнозирует объем продажи и формирует потребительский спрос на товары и услуги, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам товара (способ его производства, срок службы, правила пользования, упаковку) или оказываемой услуги.
  5. Исследует факторы, влияющие на сбыт товара и имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательной способности населения.
  6. Совершенствует информационное обеспечение проводимых исследований рынка.
  7. Разрабатывает программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.
  8. Определяет меры, подготавливает предложения и разрабатывает рекомендации по повышению качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг, перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта, с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов, а также необходимые для этого затраты всех видов ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры.
  9. Анализирует конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства, объем оборота, прибыль от продажи. конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт.
  10. Ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта (оказании услуг) и территории их распространения, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.
  11. Обеспечивает рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг.
  12. Принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.
  13. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

III. Права

Специалист по маркетингу имеет право:

  1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
  2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкций обязанностями.
  3. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.
  4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
  5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководства).
  6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Специалист по маркетингу (изучению и анализу рынка) несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.