Профессия товаровед. Где может работать?

С тех пор как товаровед перестал быть основным добытчиком дефицита, рейтинг профессии несколько снизился. Но это вовсе не значит, что она перестала быть нужной. Она вполне успешно адаптировалась к рыночным условиям. Таких специалистов сегодня готовит ряд престижных учебных заведений. Товаровед может иметь как среднее специальное, так и высшее образование. Последнее можно получить в вузах экономической направленности, в том числе в Российской экономической академии им. Плеханова.

Где же может работать товаровед? Институт товароведения и торговли при упомянутой академии готовит знатоков непродовольственных и продовольственных товаров для работы экс-пертами по качеству не только в системе торговли, но и в органах таможни, лабораториях экспертизы и сертификации, обществе защиты прав потребителя. Но главное направление деятельности тех, кто знает о товаре все, разумеется, по-прежнему торговля.

В некоторых организациях существует Должностная инструкция товароведа предприятия торговли. Примечательно, что данным документом предусмотрено несколько десятков обязанностей этого специалиста, в то время как в главе “Права” значатся всего два пункта. Кроме того, пункт “Товаровед должен знать” содержит весьма солидный список нормативных документов, касающихся работы предприятия торговли. В этом перечне упомянуты также конъюнктура товарного рынка, современная мода и тенденции ее развития, передовой отечественный и зарубежный опыт организации торговли и складского хозяйства, основы экономики, организации труда и управления, основы маркетинга и организации рекламы, основы эстетики и социальной психологии и многое другое.

Любопытна и следующая строчка: “Товаровед должен обладать организаторскими способностями, коммуникабельностью, должен быть энергичен и позитивно настроен”.

Сегодня в этой профессии присутствуют элементы специальностей, появившихся у нас совсем недавно. Например, товароведы строят отношения с поставщиками, как и менеджеры по закупкам, определяя объем и качественный состав приобретаемого товара. Оказывается, у новых рекламных роликов нет более внимательных зрителей, чем товароведы. Для них это дополнительный источник информации о рынке. Они кровно заинтересованы в том, чтобы новинки как можно скорее появились в их магазинах, а не в торговой сети конкурентов. “Бывая в дру гих универмагах, я всегда сравниваю ассортимент и иногда с удовольствием отмечаю: вот эта продукция есть только у нас, — говорит товаровед Торгового дома “Детский мир” Ольга Шмелева. — Самое приятное в нашей работе — донести товар до покупателя, обрадовать, удивить чем-то новым”.

В область компетенции товаро- ведов сегодня входят и вопросы реализации. В некоторых компаниях зарплату товароведам начисляют не в зависимости от стажа работы и образования, как это было принято при социализме, а исходя из рентабельности данного отдела. Возросший коммерческий риск требует от специалистов повышенной грамотности. О профессионализме товароведов сегодня судят не только по изобилию на витринах, но и по количеству товарных остатков. “В советское время формировать пакет заказов было гораздо проще, — подтверждает товаровед школьно-письменных товаров Торгового дома “Детский мир” Нурия Ахметсафина, начавшая свою карьеру четырнадцать лет назад. — И дело не только в централизованном распределении товаров по магазинам, которое существовало раньше. Просто та же подготовка к учебному году считалась делом почти государственным. Мы знали, сколько мальчиков и девочек Москвы пойдут в первый класс, а сколько — в шестой. Эти цифры нам ежегодно сообщали на рабочих совещаниях, организованных управлением торговли. Поэтому раньше я могла с точностью до экземпляра рассчитать, какое количество тетрадей для первоклассников понадобится на этот раз и каким будет самый ходовой размер детской спортивной обуви. Сейчас данные приходится искать в газетах самостоятельно, в свое личное время. Задача сложная, но решаемая”.

“Все, что происходит у нас в стране и даже в мире, может оказывать самое непосредственное влияние на покупательную способность населения. Простой пример: после летнего затишья сентябрь традиционно приносит оживление в торговле, — рассказывает начальник отдела маркетинга Торгового дома ЦУМ Галина Айнетдинова. — Тем не менее в 2001 году крупных продаж в сентябре было немного. Причина, как выяснилось, была самая неожиданная. На покупательную способность мос-квичей повлияла... сентябрьская трагедия в США. Стресс, неуверенность в завтрашнем дне заставляют людей откладывать крупные покупки. Подобные колебания спроса требуют от товароведов быстрой реакции”. Специалисты тщательно отслеживают спрос на разные виды продукции (а это уже функции маркетологов), чтобы товар не залежался на складе или, что еще хуже, не пришлось возвращать его обратно. Последнее, по мнению опытных товароведов, просто недопустимо.

Характерная в советское время узкая специализация товароведов (каждый отвечает за свое направление) сохранилась в некоторых компаниях и по сей день. Руководство Торгового дома “Детский мир”, например, считает, что этот принцип себя оправдывает. Ряд других магазинов тоже решили ввести у себя разделение труда. В их числе Торговый дом ЦУМ. Из девятнадцати товароведов, работающих в команде ЦУМа, четырнадцать занимаются исключительно закупками. Оставшиеся пять — товароведы-бракеры, на них целиком и полностью лежит ответственность за качество товаров. В некоторых крупных магазинах и торговых комплексах в штатном расписании есть особая должность — товаровед по претензионной работе. Эти люди занимаются выставлением претензий к поставщикам по качеству, количеству и сроку поставок. Встречаются и товароведы по ассортименту.

Еще одной важной задачей является проверка правильности оформления документов, прилагаемых к товару (сертификатов соответствия и пр.). Это особенно актуально, когда приходится иметь дело с продуктами питания и алкоголем.

В зависимости от способа организации торгового процесса товаровед может заниматься приемкой товара от заказчика и его проверкой по количеству и качеству, разбраковкой, списанием, переоценкой, резервированием, инвентаризацией, ведением классификатора товара. Часто он отвечает за соблюдение сроков реализации и своевременный заказ товара.

Уход торговли из-под государственного крыла добавил товароведам еще одну нелегкую обязанность — формирование цен. Изменилась и сама система расчета с поставщиками. Раньше оплата за поставленную продукцию производилась в течение трех дней после того, как товар поступил на склад. Многие и сегодня предпочли бы работать с магазинами по этому принципу, однако вынуждены принимать условия заказчиков и дожидаться, пока продукция не уйдет с прилавка.

Грамотный товаровед умеет по упаковке, по шву, по ниточке отличить высококлассную продукцию от второсортной. При отпуске обуви, например, одного внимательного взгляда профессионала достаточно, чтобы забраковать пару, сшитую из разных кусков кожи. Если же дефекты невозможно определить визуально, а сомнения в качестве изделия все-таки возникли, специалисты будут выверять соответствие товара нашим ГОСТам, вооружившись сантиметром.

Профессия товаровед. Где может работать?

В дни кризиса 1998 года в Торговом доме ЦУМ произошел курьезный, но очень показательный инцидент. Одна предприимчивая особа, решившая заработать на обвале рубля, приобрела шесть дорогих костюмов. А через полмесяца, когда в магазин поступила новая партия такого же товара, но уже по цене в три раза выше прежней, принесла их обратно, ссылаясь на неважное качество. По Закону “О защите прав потребителей”, отстаивающему интересы покупателя, если клиенту продали брак, ему обязаны возместить стоимость покупки, причем с учетом именно той цены, которая сложилась в магазине на сегодняшний день. В течение месяца товароведы ЦУМа тщательно изучали все шесть костюмов на предмет скрытых и явных изъянов. Но придраться было абсолютно не к чему: не оказалось ни малейшего дефекта, который давал бы повод возвратить покупку. Дело кончилось тем, что покупательница, убедившись в безупречном качестве вещей, пополнила ряды постоянных клиентов магазина.

“Профессия товароведа никогда не останется в прошлом — это вне всяких сомнений, — убеждена Галина Айнетдинова. — Ни одна компания, если она думает о своем будущем, не откажется от услуг специалистов, которые знают о товаре все. Товароведы — это еще и престиж магазина. Скандальные иски о защите прав потребителей возникают там, где живут одним днем: продали вещь, получили прибыль, а все остальное нас не касается. Компании, уверенной в качестве товаров, нечего бояться за свою репутацию”.