Классификация начальников и как к ним приспособиться

Ах какие они разные, наши начальники: здесь и седовласые патроны с советским стажем, и молодые менеджеры с напускной серьезностью, в очках с тонкой оправой, и business-women с короткими стрижками, в костюмах из бутиков. Одни кажутся вполне земными — могут поинтересоваться личными проблемами подчиненных, спросить о результате футбольного матча, рассказать анекдот. Другие держат дистанцию и смотрят на все и всех сверху вниз, говорят приказным тоном и весьма напоминают древнеиндийскую жреческую касту брахманов, соблюдающих ритуальную чистоту.

От начальников зависит и судьба фирмы, и наша собственная: зарплата, время отпуска, карьера. При грамотном руководстве сотрудники заняты делом, за начальством готовы в огонь и воду, коллектив, как слаженный механизм, производит, торгует, обслуживает. В хоккее о вратарях говорят, что они половина команды, то же можно сказать и о компетентных и талантливых руководителях.

Чтобы приспособиться к начальству, надо его изучить примерно так, как изучают зоологи поведенческие инстинкты диких животных. В XX веке этим интересным делом занимались психологи, специалисты по менеджменту и кадровой политике. Думается, что некоторые наблюдения, выводы и характеристики будут небезынтересны как рядовым сотрудникам, так и руководителям.

Первые классификации начальников основывались на концепции врожденных качеств лидерства. Они утверждали, что в силу природных способностей на руководящие должности попадают наиболее волевые и энергичные люди. Сейчас уже никто не оспаривает значимость биологической составляющей в характере индивида, но это не объясняет причину успешности лидеров с совершенно разными стилями руководства.

В начале XX века было модно делить руководителей на “львов” и “лис”. Первые предпочитают силовые, авторитарные методы управления, жестко контролируют подчиненных и действуют “кнутом”. Вторые выглядят либеральными и компромиссными, заставляя повиноваться за посулы “пряника”. Однако психологи пришли к выводу, что чистых “львов” и чистых “лис” практически не бывает: руководителю приходится в меняющихся обстоятельствах перевоплощаться из грозного царя зверей в рыжего хитреца и наоборот. В дальнейшем при классификации стали учитывать влияние должности, ориентированность руководителя на решение конкретных задач или на межличностные отношения, структуру коллектива и степень вовлеченности персонала в жизнь фирмы.

Можно выделить три типа начальников в зависимости от стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Классическим и самым распространенным является авторитарный (единоличный) тип начальников. Они рассматривают подчиненных только в качестве орудий для исполнения приказов и достижения целей организации, во взаимодействии с персоналом используют различные стратегии поведения — от задабривания и поощрения до принуждения и шантажа увольнением.

Заместителей авторитарные начальники выбирают не по компетентности, а по личной преданности. “Тень” начальника беспрекословно проводит его политику и готова костьми лечь ради точного выполнения буквы приказа. Правда у подобных заместителей нет должных полномочий и авторитета, так как руководитель-единоличник никогда не поступается даже частью своих прав в чью-либо пользу.

Повлиять на авторитарного лидера может только вышестоящая инстанция, мнение коллектива для него несущественно. Подобная ситуация приводит к формированию “подпольной оппозиции”, действующей в обход непосредственного начальства.

Положительной стороной авторитарного типа руководства является оперативность в управлении подчиненными. Жесткая система “приказ — исполнение” часто оказывается эффективной в чрезвычайных обстоятельствах, когда возникает необходимость взять на себя ответственность за принятое решение и максимально быстро и точно воплотить его в жизнь.

Подобный тип руководства представляется единственно приемлемым в группах, где имеются проблемы с трудовой дисциплиной. К сожалению, таких еще много. Исследования показывают, что отсутствие на рабочем месте начальника автоматически приводит к падению производительности труда. Нередко можно наблюдать картину вольной жизни: менеджеры неохотно общаются с назойливыми клиентами (отстали бы хоть на пару дней!); охрана отрывается от телевизора только для того, чтобы поесть; работающие на компьютерах забавляются играми; женский коллектив обсуждает успехи на личном фронте и новинки моды. Пока дисциплина будет зависеть от надзора недремлющего ока, авторитарный тип руководства не перестанет доминировать.

Отрицательной стороной единоличного стиля является подавление инициативы персонала — наказывается сам факт ее проявления (кто посмел вторгаться в компетенцию верхов и умничать?!). Творческие сотрудники либо превращаются в простых исполнителей, наступая на горло собственной песне, либо увольняются. Последний случай — предостережение оставшимся: не высовывайся и повинуйся.

Обычно отмечается отсутствие гибкости в авторитарном стиле руководства. Конечно, если начальник выстроил диктаторскую вертикаль, оградил себя от критики, уволил перспективных сотрудников, да еще и утратил профессионализм, то фирму ждут трудные времена. Особенно осложняет ситуацию самоуправство

начальника. Самодур не столько получает удовольствие от результатов деятельности, сколько упивается властью. Торжество своеволия — одно из самых пьянящих удовольствий, а для людей ограниченных в этом вся жизнь. Но грамотные и творческие начальники умеют удовлетворять свое властолюбие без ущерба для общего дела.

Как появляется начальник-автократ? В этой роли оказывается назначенец, уступающий в профессионализме и личных качествах некоторым подчиненным. Ему приходится компенсировать свое несоответствие должности репрессивно-приказным стилем руководства. Бывают и диаметрально противоположные ситуации, когда начальник-профессионал находится в окружении неопытных работников, с которыми просто невозможно разделить ответственность. Немаловажное значение оказывает политика собственника предприятия, который намеренно приглашает на должность начальника человека с авторитарными чертами характера, потому что такой метод управления рассматривается как наиболее эффективный.

Начальник-демократ стремится привлечь сотрудников к решению стратегических задач фирмы или предприятия, поощряет инициативу. Естественно, что при таком стиле руководства приходится применять индивидуальный подход к работникам. Для этого надо быть хорошим психологом, обладать не только анкетной информацией, но и почерпнутой из личного общения.

Начальники с демократическим стилем руководства охотно вступают в дискуссии и вовсе не потому, что нуждаются в чьих-то советах. Просто коллективное обсуждение создает важнейший стимул сопричастности и вовлеченности сотрудников в процесс принятия решений, при реализации которых они проявят больше рвения, сознавая, что инициатива исходила и от них. На западе подобные приемы применяются довольно широко и приносят положительный эффект.

Начальники-демократы уважительно относятся к сотрудникам, не допуская публичных и приватных оскорбительных замечаний в их адрес. В отличие от авторитаристов они могут поделиться частью своих полномочий с заместителями, не воспринимая это как покушение на власть.

Вместо системы “приказ — исполнение” основным методом руководства являются рекомендации, просьбы, советы. Начальник постоянно контролирует их исполнение и в случае отклонения от должного курса по-дружески ненавязчиво корректирует сотрудника. При подобном типе руководства существование “подпольных оппозиций” и приближенных группировок затруднительно, хотя, как и в любом коллективе, присутствует активная часть, ведущая за собой остальных.

Чтобы успешно осуществлять демократическое лидерство, необходимы: во-первых, достаточно профессиональный и дисциплинированный коллектив (участвовать в управлении, отстаивать собственное мнение и работать без жесткого контроля могут творческие группы небольшой численности); во-вторых, эмоциональная уравновешенность, компромиссность, тактичность, коммуникабельность начальника. Стоит отметить, что демократизм в управлении весьма гибок и вполне может конкурировать с авторитаризмом.

Классификация начальников и как к ним приспособиться

Либеральный стиль часто называют попустительским: начальник бесконфликтен, сотрудники предоставлены себе и сами определяют задачи и методы их решения. Поскольку руководитель отказывается от контроля и мотивации деятельности персонала, не обладает должным авторитетом, то управление строится на просьбах личного характера, уговорах, увещеваниях.

Никаких серьезных дисциплинарных санкций либеральные начальники не применяют, а потому всегда находятся в хороших отношениях с подчиненными. Зачастую их взаимоотношения приобретают панибратский, неформальный характер, дистанция между начальником и сотрудниками становится неощутимой.

Образовавшийся вакуум власти приводит к появлению конкурирующих группировок, которые борются за влияние на начальника с целью приобрести привилегии. Может появиться теневой лидер, фактически узурпирующий реальное руководство, в связи с тем что занимает позицию открытого фаворита (на этом месте обычно оказываются либо друзья, либо интимные партнеры).

На первый взгляд либеральный стиль управления должен неминуемо привести к банкротству предприятия, так как он попирает все представления о функциях руководителя, но парадоксальным образом оказывается жизнеспособным. Распад коллектива и

дезорганизация чаще всего сдерживаются теневым лидером и заинтересованностью сотрудников в вольготной жизни: чтобы не потерять начальника-попустителя, они выполняют необходимый минимум работы, благо, имеется полная свобода в выборе средств.

Начальников не выбирают, зато к ним приспосабливаются. Учитывая тип руководства и индивидуальные психологические особенности личности, можно выстроить достаточно эффективную стратегию поведения для достижения собственных целей. Большинства конфликтных ситуаций можно избежать, если четко представлять правила игры и мотивацию поступков начальника. Конфронтация возникает, когда подчиненные стараются взаимодействовать с руководителем без учета стиля его работы. Так, от авторитариста не стоит ждать демократической или либеральной модели поведения, а от попустителя — четких приказов и контроля их исполнения. Но каждый стиль руководства требует определенного поведения подчиненных — ведь короли играют вместе со свитой.





Главная сайта || Как определить свою будущую профессию? || Зачем нужен стаж работы? || Статьи о работе и бизнесе ||

Практика использования в России видеособеседования || Дефицит рабочей силы и заявки работодателей || На что может рассчитывать новый предприниматель? || Кредитные средства по Указу "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" || Секреты современного мерчендайзинга || Фермерский бизнес в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве || История ломбардов и их финансовая деятельность || Идеи бизнеса для современных белорусок || Список самых востребованных профессий || Современные тематики для копирайтинга || Как научиться любить работу? || Несколько проверенных вариантов заработка через Интернет || Варианты заработка в декрете (online и offline) || Рекомендации по карьерному росту || С чем ассоциируется работа продавца-консультанта? || Современный менеджер по Antal Russia || Профессия менеджер для простых смертных || Типы рабочего темперамента || Пять типов склочных сотрудников || Открытие Интернет-магазина и ошибки || Интерес к работе у каждого свой || Классические задачи в тайм-менеджменте || Оптимизм и пессимизм в карьере современного человека || Истинное лидерство сотрудников и мифы || Переговоры. Подготовка и проведение || Как сделать карьерный рывок в неблагоприятных рыночных условиях? || Карьерный рост современного человека в возрасте || Как чувствовать себя счастливым на работе || Профессия менеджер по продажам как состояние души || Организация своего дела на перспективу || Риски при удаленной занятости || Частые командировки и карьера || Женские профессии с неконфликтным общением || Нюансы при приеме на работу сотрудников без опыта || Как справиться с кризисом при депрессии на работе? || Профессия бармен как кудесник || Почему торгового представителя ноги кормят? || Торговля на улице с лотка как низкий уровень торговой иерархии || Профессия хэдхантер в российском секторе рынка executive search || Остродефицитная профессия - печатник || Что нужно, чтобы претендовать на должность секретаря? || Должностные обязанности специалиста по кадрам || Карьера в рекламе современного россиянина || Нужны ли журналистские задатки в профессии журналист || Профессия логистик. В чем состоят обязанности || Профессия профессиональный менеджер с баснословными заработками || Профессия юриста в России || Профессия переводчик на Российском рынке труда || Профессия бухгалтер с высокой оплатой труда || Как устроится на работу в семьях || Классификация секретарских должностей || Как получить должность швейцара || Какими качествами должен обладать фрилансер, чтобы добиться успеха? || Профессия рекрутер и доход современного вербовщика || Профессия секретарь. Его обязанности и зарплата || Как найти работу помощника руководителя или секретаря || Как найти работу в финансовой сфере || Профессия водитель. Его специфика и зарплата || Профессии инженерно-технических специалистов || Как иногородним начать столичную карьеру || Должность Инспектор отдела кадров. Функции, зарплата || Функции начальника на работе и их разделение между разными лицами || Профессия товаровед. Где может работать? || Профессия сомелье. Как научиться этой работе? || Профессия Специалист по PR. Как работать в этой сфере? || Классификация начальников и как к ним приспособиться || Профессия крупье. В чем суть работы? || Имидж менеджера в современном российском капитализме || Профессия брэнд-менеджер и его профессиональные функции || Профессия продавец, менеджер. В чем он должен разбираться? || Профессия таможенный брокер и нормативные акты || Профессия риэлтер и его положение на рынке труда || Профессия маркетолог (специалист по маркетингу). Обязанности || Профессия Технолог ателье. Обязанности и особенности || Профессия коммивояжер. Особенности, зарплата || Общественная потребность в профессии риелтора || Новые профессии и специализации на рынке информационных услуг || Как выбрать необходимую профессию? || Профессия архитектор на российском рынке труда || Как в России решаются проблемы профориентации || Виды профессий. Кто чем занимается || Профессия аудитор на российском рынке труда || Профессия торговый агент на российском рынке труда || Средний менеджмент в российской экономике || Учеба будущих предпринимателей и цели бизнеса || Как правильно сориентироваться при выборе будущей специальности || Как получить работу в супермаркете с высокой зарплатой || Фармацевтический рынок России. Какие там вакансии? || Профессия IT-специалист. Заработки в России || Профессия мерчандайзер с продвижением по карьерной лестнице || Идея бизнес туризма в мировой практике || Продукция Орифлейм со шведской косметикой в Украине || Как получить деньги для дальнейшего вложения в бизнес || Как построить бизнес и заработать деньги на изготовлении кулонов? || Как заработать деньги в сети на собственном блоге или сайте? || Как открыть максимально прибыльный бизнес в России? || Перспективы технологий домашнего бизнеса || Формы домашнего малого бизнеса в России || Актуальность идеи дополнительного заработка в нашей стране || Кто Вам нужен: учитель или наставник в бизнесе? Как разрулить ситуацию? || Как достичь успеха в онлайновом информационном бизнесе?  || Формула толкования достойной цены на информационные товары || Репутация в Интернет-бизнесе российского предпринимателя || План по раскрутке себя. Основные моменты || Советы по эффективной самораскрутке, чтобы привлечь клиентов || Визитки как заменители большинства документов для бизнесменов || История визиток в России || SEO копирайтинг: достоинства, недостатки, для кого подходит || Информационный мусор или качественный продукт. Как обезопасить себя?  || Проблемы начинающих INTERNET-бизнесменов || Как повысить уровень продаж своего товара?  || Паблишенг как самый легкий вид бизнеса. Почему? || Искусство написания рекламного листа. Как сконструировать продающий текст? || Существует ли 100%-ная защита информации в Интернете?  || Три задачи для превращения идеи в информационный товар || Как написать Вашу первую электронную книгу? || Как поднять качество цифрового товара в современном Рунете? || Как новичку написать электронную книгу? Что придется делать? || Раздражающие и отпугивающие факторы от наших инофрмационных товаров || Как быстро и просто привлечь внимание к собственной статье! || Психология рекламы. Будьте конкретны || Копирайтерский ключ к вашему успеху || Как писать статьи, чтобы заказчик покупал несколько статей? || Эффективна ли Ваша реклама? Сверьтесь с Джоном Кейплсом || Тактика общения с сомневающимся клиентом || Как добиться ощутимого заработка на Forex? || Российское виртуальное предпринимательство. Проблемы || Как процедура транслитерации регламентируется ГОСТом? || Как толкаться с группой конкурентов на Российском рынке продаж? || 10 причин, по которым клиенты не делают у Вас повторных покупок || Фундаментальные принципы по которым нужно эксплуатировать свой сайт || Шаги в онлайн бизнесе для успешных продаж || Как манимейкеры создают дефицит? || Цели начинающего Интернет предпринимателя || О работе аферистов в Интернете || Заработок на возникших вопросах и проблемах новичков в бизнесе || Почему не оплачиваются счета у интернет-предпринимателей? || Что ищут российские пользователи в зарубежной части сети? || Как информировать клиентов о новых товарах, скидках, новостях? || Чтобы бизнес возвращал вложенные деньги с окупаемостью || Спам в современном Рунете || Индивидуальная адресная рассылка в современном Рунете || Почему люди хоронят свой бизнес в Интернете? || МЛМ в современном Рунете || Что предпочтительнее в сетевом бизнесе? || Сетевые пирамиды в современном Рунете || Спонсоры для сетевого бизнеса в современном Рунете || Алфафит сетевого маркетинга в современном Рунете || Успех сетевого бизнеса в современном Рунете || Насколько совместимы понятия: любовь и MLM? || Что такое сетевой маркетинг в Рунете? Суть бизнеса || Женские качества, которые важны для построения бизнеса в сетевом маркетинге || Сетевой бизнес в Рунете - не пирамида || Страх в сетевом маркетинге || Доставка сообщений пользователям Рунета через mail.ru || Из чего складывается удовольствие от трудовой деятельности? || Коворкинг как совместная работа. Почему идею поддержали фрилансеры? || Карьера невидимки (домохозяйки). Как почувствовать себя самодостаточной? || Золотая жила у женщин. Как они её открыли и разработали? || Какие особенности имеет работа на дому? || Почему мужчины не приемлют «матриархат» на работе? || Подхалимаж как понятие внепрофессиональное, внеклассовое || Критерии и совесть современного адвоката || Повышенная профессиональная ответственность как полезная «вещь» || Способы преодоления страха от потери работы || Варианты уступок ипотечным заемщикам у банков || Новая работа как суровое испытание || Нелегкая доля женщины-феминистки в построении карьеры || Нелегкая доля менеджера по работе с клиентами || Варианты отношений с руководством на работе || Карьера или семья современной женщины || Функции современного супервайзера || Психологические черты энтузиаста по жизни || Советы как добиться увеличения зарплаты, подняться по служебной лестнице || Стереотипы по управлению карьерой в России || Зигзагообразное движение карьеры современного карьериста || Приоритеты в планировании временем || Поиск работы в соответствии с Вашими профессиональными знаниями и опытом || Вредные привычки новичка на работе, которые раздражают коллег и начальство || Ежедневный лимит времени при выполнении любого дела || По какому принципу делать выбор профессии? || Как вести свой бизнес без хронической усталости, стрессов, депрессии? || Интересные и необычные профессии в России и мире || Влияние стажа работы на пенсию и продвижение по карьерной лестнице || Трудовая книжка как основной документ в сфере профессиональной деятельности || Условия работы молодой мамы после выхода из декретного отпуска || Цейтнот офисного и бумажного работника || Причины для ненависти своей работы и как стать успешным человеком || Умение упрашивать начальника, чтобы добиться цели || Лидерские качества соискателя работы. Кому и зачем они нужны? || Почему подготовка к рабочему отпуску должна вестись заранее? || Как служебный роман связан с успехами и неудачами в работе || Для чего может понадобиться повышение квалификации на работе || Как разобраться в объявлениях о поисках персонала и описаниях вакансий || Условные зоны при организации рабочего места || Тимбилдинг для успешного сплочения сотрудников на работе || Представители каких профессий подвергаются профессиональной деформации? || Представители каких профессий подвержены профессиональному выгоранию || Корпоративы и ретро-вечера на работе. Темы || Когда сомнения клиента не связаны со стандартной отговоркой? || Как реагировать на вспыльчивый характер начальника? || Ошибки на собеседовании соискателя работы с работодателем || Cоветы поступающим в высшие учебные заведения. Как выбрать конкретную профессию? ||





@Mail.ru