Профессия коммивояжер. Особенности, зарплата

Работа коммивояжера существовала всегда. В разные времена она пользовалась большим или меньшим успехом, приобретала разные формы и названия, но никогда не исчезала. "В чем секрет такого долгожительства?" - спросите вы. Ответ прост. Пока существует закон спроса и предложения, это самый легкий способ реализации товаров, и плюс к тому - возможность заработать неплохие деньги. Коммивояжер - это тот же магазин, только действует он по знаменитому восточному принципу: "Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе".

Скорее всего, возникновение этой работы можно отнести к появлению частной собственности. В те давние времена люди обменивались в основном предметами быта и оружием. Подобным образом распространялось использование керамики, лука и стрел и пр. Иногда обходились без торговли - одно племя истребляло другое и пользовалось завоеванными трофеями. Несколько позже появились первые мудрецы-скитальцы. Они ходили от племени к племени и в обмен на пищу показывали различные способы добычи огня или изготовления более совершенного оружия. Несмотря на очевидную пользу, которую они приносили племени, таких скитальцев нередко опасались, стараясь избавиться от них.

Натуральный обмен не позволял вести широкую торговлю, и настоящая коммерция расцвела уже с возникновением денег. Первые коммерсанты и торговцы не пользовались большим уважением. В Древнем Риме название "продавец" произошло от слова "жулик", а покровителем купцов и торговцев считался Меркурий, ветреный бог торговли. Однако это не мешало римлянам пользоваться услугами этих же коммерсантов: если есть предложение, значит, есть и спрос.

Представители типично русского продавца-скитальца - коробейники и офени. Существовали они с XII века, вплоть до революции 1917 года. Это своего рода торговая секта со своими правилами чести и даже своим языком, "чтобы легче и удобней скрывать от других собственные намерения и поступки в торговых делах"! Изначально объектом продажи офеней были лубочные картинки и книжки. Каждый издатель лубочной литературы старался заручиться как можно большим числом офеней. Причем привлекались они разными способами: широким кредитом на выгодных условиях, трактирными угощениями, подарками и разными услугами.

Большую часть года офени проводили в странствиях. Сезон открывался в сентябре - октябре и заканчивался к Масленице. Однако бывало так, что некоторые любители путешествий странствовали не один год. Прежде всего офеня интересовался урожаем в той или иной области: чем лучше и обильней урожай, тем больше и выгоднее торговля. Маршруты сохранялись в строжайшей тайне, в результате чего на одной ярмарке бывало встречались до 20 офеней. Естественно, это не лучшим образом отражалось на их торговле.

Заветная мечта каждого офени - открыть "новые места". Один офеня по фамилии Шилов открыл такой уголок где-то в Сибири. Через три года успешных продаж он располагал капиталом в 25 тысяч рублей! Однажды, будучи в подпитии, он поведал о своих угодьях какому-то купцу и – потерял свои доходные места.

Каковы же были отношения между крестьянами и офенями? Чаще всего крестьяне рады были видеть офеню. Он и товар новый покажет, и новостями побалует. "Мужичку вольготно принять у себя в избе, не слезая с печи, офеню, в лице которого он встречает своего же собрата и товарища. По своему вкусу он выберет книжку, азбуку; если в семье нет денег, офеня выведет его из затруднения, променяв свой товар на лен, холст или хлеб. Его принимают, как дорогого гостя: дают ему ночлег, приют; накормят не только его самого, но и его лошадку, еще и на дорогу дадут кусочек хлебца. Офеня, в свою очередь, не скупится, и за радушный прием подарит хозяевам книжку или картинку". Кстати, офени являлись единственными посредниками между народом и печатным словом. Если бы не они, то мы, наверное, до сих пор не знали бы, что такое грамотность.

В конце XIX века на смену офеням приходит новый тип предпринимателя - коммивояжер. Профессия эта необычайно разнообразна. Чаще всего коммивояжерами считают коробейников, однако это заблуждение. Профессия коробейника гораздо более узкая, чем у коммивояжера: он просто реализует конкретный товар. Задача коммивояжера несколько иная - не продать товар на месте, а найти потенциальных покупателей и рынки сбыта. Так как он является сотрудником компании, то чаще всего его деятельность носит рекламно-ознакомительный, презентационный характер. Обычно у него при себе есть каталог или образцы продукции. Его главная цель - заинтересовать, а потом уже продавать. "Реклама - двигатель прогресса". Примечательно, что с помощью коммивояжеров распространяли по большей части новые, еще не нашедшие своего покупателя товары. Если бы не их просветительская деятельность, то кто знает, когда бы мы стали использовать швейные машинки Зингера или зубные щетки и пасты? Первые газеты и журналы, не говоря уже о книгах, распространялись только через коммивояжеров. А ведь когда-то эти настолько привычные для нас вещи с огромным трудом находили спрос среди наших прабабушек и прадедушек.

Дореволюционную Россию коммивояжеры почти миновали. Их труд использовался в основном в западных районах страны. В польском городе Лодзь– центре хлопчатобумажного производства - с помощью коммивояжеров реализовывалось до 80% продукции. Они разъезжали по городам и ярмаркам, заключая от имени своих хозяев крупные торговые сделки.

Чем зарабатывает коммивояжер? Основу его заработка составляет процент от сделки (в редких случаях им назначают зарплату). Казалось бы, математика простая - чем больше продал, тем больше получил. Однако опытный коммивояжер никогда не станет злоупотреблять продажами. Ему необходимо наработать постоянную клиентуру, и тогда большой доход обеспечен. Заработать большие деньги не сложно. В этой профессии главное - стабильность. Иногда коммивояжер намеренно не будет предлагать свой товар и ограничится ознакомительной деятельностью, предоставляя клиентам время для размышлений. Позже, уже войдя в их доверие, он сможет заключить выгодную сделку.

Размер заработка зависит исключительно от индивидуальных способностей коммивояжера. Если он активен, не ленив, обладает творческим мышлением, хорошо владеет речью, отлично разбирается в людях, знает к ним подход, то заработок легко может превышать доход конторского служащего (в среднем 5-6 тысяч рублей в год). Во многом дела его зависят от удачи. Случаются моменты, когда месяцами не бывает крупных сделок, а бывает и так, что за неделю он получает свой месячный, а иногда даже годовой доход.

История повторяется: в наше время развитие массового производства родило целую плеяду профессий, так или иначе связанных с коммивояжерством. Концентрация производства и все возрастающая конкуренция требуют нахождения новых рынков сбыта и способов реализации продукции. Первоначально этого можно было добиться с помощью грамотно налаженной рекламной кампании, однако со временем такие акции стали стоить все дороже и дороже. И тут рядом фирм был придуман гениальный и совершенно "новый" способ распространения продукции! Практика показывает, что для человека огромную роль играют... рекомендации близких ему людей. Чаще всего они этого даже не замечают, а тот, кто рекомендует, никогда не подумает, что занимается рекламой. Им просто понравилась какая-нибудь вещь или услуга. В большинстве случаев люди подсознательно следуют рекомендациям знакомых. Интуитивная ненавязчивая реклама со стопроцентным результатом - мечта любой фирмы. Каким же образом заставить работать эту систему?

Введение метода "прямых продаж" решило эту проблему. Что это такое? Прямые продажи - это реализация товаров и услуг широкого потребления непосредственно потребителям минуя розничные точки торговли и посредников. Как правило, при этом распространители разъясняют назначение продукции и демонстрируют ее потребителям. Для статистики нужно отметить, что по некоторым оценкам прямыми продажами занимаются около 21 миллиона человек, реализуя в год товаров на сумму 80 миллиардов долларов!!! Учитывая это, многие фирмы ограничили розничную продажу своей продукции, предоставив это целиком сети распространителей или, как их иногда называют, дистрибьюторов.

Профессия коммивояжер. Особенности, зарплата

Есть ли принципиальные отличия между распространителем и коммивояжером? Главное заключается в том, что современный коммивояжер - посредник, используемый той или иной компанией для сбыта товаров и услуг. Он, являясь сотрудником фирмы, находит покупателей и заключает с ними контракты. Зарабатывает он, получая процент от сделок, своего рода вознаграждение за оказание посреднических услуг. Распространитель - не посредник, а частный предприниматель, реали- зующий в качестве предмета продажи товар фирмы. По сути, компания-производитель, предоставляя право распространения своей продукции, дает ему шанс начать свое дело. И доход такого дистрибьютора складывается из объема продаж, то есть зависит от количества реализованной продукции.

Современные занятия коммивояжеров необычайно разнообразны. Известно, что без компетентного посредника невозможно ни одно серьезное мероприятие. Особенность комми- вояжера в том, что он предлагает его сам. В зависимости от специфики той фирмы, в которой он работает, ему необходимо выявить потенциальных потребителей, среди которых продукция может иметь успех, и предложить заключить сделку или контракт, суля при этом скидки и льготные условия. В зависимости от удачи и опытности доход в этой области колеблется от 150 до 300 долларов в месяц. Обычно коммивояжеры отлично знакомы с рынком и обладают широким опытом общения, поэтому для многих эта профессия является первым шагом на пути к более высокооплачиваемой и стабильной должности менеджера. Кстати сказать, многие компании при наборе на руководящие должности именно из-за огромного опыта отдают предпочтение коммивояжерам.

Профессия распространителя, хотя и возникла давно, в России появилась только в конце XX века. Многие фирмы предпочитают реализовывать свою продукцию исключительно посредством прямых продаж. Ведь распространитель одновременно и рекламирует, и продает товар. Согласитесь, неплохая экономия - реклама, транспортировка и сервис в одном лице, в удобном для клиента месте. В конечном итоге результат превосходит все ожидания: многочисленные дистрибьюторы реализуют товар гораздо быстрее и эффективнее, чем магазины, где залежавшийся товар теряет свою "актуальность".

Распространителем может стать каждый, кто желает попробовать себя в бизнесе. В общем-то, это самый простой способ сделать первый шаг. Капиталовложений серьезных не требуется. Для того чтобы приступить к работе, чаще всего необходимо приобрести стартовый набор и литературу. Деньги это небольшие и окупаются быстро. Компания обычно организовывает бесплатные тренинги в поддержку начинающего предпринимателя. На них даются рекомендации, как самому научиться пользоваться продукцией и предлагать ее первоначально своим знакомым и близким, как правильно построить бизнес-план и вести собственный бюджет. Опытные психологи рассказывают о кодексе чести распространителя, о том, как правильно и цивилизованно вести себя с клиентом и поддерживать свой имидж. Главный упор делается именно на это! Доход в этом виде деятельности состоит, как уже упоминалось выше, из объема продаж каждого дистрибьютора. В среднем это составляет где-то от 100 долларов в месяц при занятости 4-5 часов в день. Все зависит от того, сколько времени этому посвящать.

Одно из основных качеств этой профессии - полная независимость и абсолютно равные шансы для всех. Она не обязывает ни к чему: надоело - перестаньте, вы никому не обязаны. Многим сейчас требуется подработка, многие по разным причинам не могут найти себе применение, а некоторые, имея порядочный доход, просто желают чем-либо заняться. И, может быть, распространитель - это тот первый шаг, который поможет решить самые различные проблемы.