Новые профессии и специализации на рынке информационных услуг

Все мы хотим себе и своим детям достойной жизни и перспективной высокооплачиваемой работы. И все мы понимаем: на какую лошадь поставишь сейчас, такие гарантии благополучия будешь иметь завтра.

Те, кто первыми почувствовали перспективу развития информационной отрасли бизнеса, давно стали одними из самых преуспевающих людей планеты. Рынок информационных услуг развивается в геометрической прогрессии, и чем все это кончится, никто пока не знает.

В связи с этим появляются новые профессии и специализации, требующие от людей универсальных знаний, высокого уровня подготовки и разносторонних навыков.

Что происходит в мире и в нашей стране на рынке новых профессий, способных обеспечить нас сегодня и дать гарантии на будущее?

Рассказать об этом я попросила Владимира Яковлевича МАТВИЕВСКОГО, директора Инновационного образовательного центра, занимающегося более десяти лет вопросами развития профессиональных ресурсов с использованием современных информационных технологий.

Н.В.: - Владимир Яковлевич, словосочетание «информационные технологии» прочно входит в нашу жизнь, но люди используют его для описания совершенно разных вещей. Что же на самом деле оно означает?

В.Я.: - Необходимо отметить различное понимание этого термина у нас и на Западе. В России акцент делается чаще на содержательном значении слова «информационные». Операциональный аспект подразумевает то, какие инструменты используются и для каких специалистов, в чем их уникальность, то есть речь идет о технических средствах и программном наполнении. Таким образом, говоря о новых информационных технологиях, большинство наших специалистов не поднимаются выше уровня рацпредложений.

На Западе под информационными технологиями подразумевают новые дополнительные возможности тех или иных программ и технических средств для удовлетворения нужд потребителя. Отсюда - наиболее универсальная, клиентоориентированная трактовка этого понятия.

Информационные технологии надо воспринимать, как средство продвижения товаров и услуг и, прежде всего, как способ удовлетворения растущих потребностей клиента (и таким образом - себя).

Западные специалисты смотрят на эти технологии с позиции клиента. Например, стратегия фирмы «Майкрософт» - объектно- ориентированные пользовательские программы. Отсюда - конкурентоспособный подход: каждая новая программа с большими возможностями и упрощенная в использовании. Продукция фирмы пользуется широким спросом на рынке информационных услуг, потому что удобнее и выгоднее других.

Н.В.: - Владимир Яковлевич, расскажите о новых профессиях на этом рынке. Хотелось бы помочь нашим читателям сориентироваться в выборе наиболее перспективных, и значит - наиболее выгодных из них.

В.Я.: - Прежде, чем говорить о профессиях, связанных с информационными технологиями, необходимо уточнить, что во всем мире сегодня под рынком новых профессий понимаются, прежде всего, ВИДЫ РАБОТ.

На Западе давно сложилась система стандартов видов работ, которая предполагает их подробное описание, страхование, каталогизацию и соответствующую профессиональную подготовку ментально-ориентированного населения. Эта ориентация позволяет людям не искать должности на готовых рабочих местах, а СОЗДАВАТЬ рабочие места для развития собственных ресурсов. Такой подход позволяет кардинально решать проблему занятости.

Основной вопрос: может ли соискатель выполнять те виды работ, которые необходимы для удовлетворения потребностей клиентов той или иной фирмы. В таком случае он нужен, востребован, а значит - может гарантированно заработать деньги.

В нашей стране, к сожалению, при формировании рынка профессий прежняя ориентация - на должности и специальности. Такой подход специализирован, но не каталогизирован. Каталог - это путеводитель на рынке труда (подобно каталогам товаров, где вы выбираете нужный, соответствующий вашим требованиям и желаниям). Без каталогизации профессия не может подвергаться страхованию (страховка дает возможность клиенту контролировать качество работы).

Н.В.: - Какое отношение все это имеет к рынку профессий?

В.Я.: – У нас при рыночных условиях до сих пор нерыночные правила. Это отражается и на рынке профессий. Люди дезориентированы. Они отдают немало лет учебе, получают диплом специалиста, а потом либо не могут найти работу по специальности, либо, найдя, не могут работать успешно, потому что не соответствуют современным требованиям. Причина: наша образовательная система ориентирована на подготовку эрудированных специалистов, но не на формирование у них универсальной способности развития ресурсов, востребованных на рынке труда. А ведь будущий клиент станет платить не за научную степень, а за качество работы.

Так что, выйдя на рынок, и не определив правила игры на нем, проигрывает все общество в целом. Гигантские человеческие ресурсы не используются, и даже не ставится вопрос об этом. В отношениях к рынку профессий мы отстаем даже от стран «третьего мира».

Н.В.: - Что же является причиной этих явлений и почему необходимо кардинально менять подход при подготовке специалистов?

В.Я.: - Мировая тенденция формирования рынка профессий заключается в следующем.

Рынок ТОВАРОВ (с его денежно-товарными отношениями) прочно просуществовал до 50-х годов. Потом основной стратегией экономики стал клиентоориентированный подход и резко включился рынок УСЛУГ. С конца 80-х годов рынок услуг мощно перерастает в рынок ТЕХНОЛОГИЙ (также клиентно-ориентированных). А с конца 90-х эти технологии приобрели (в связи с появлением Интернета, WEB-технологий и пр.) новые формы.

Современные информационные технологии имеют ряд преимуществ: отсутствие границ во времени и пространстве, дешевизна использования при высокой скорости продвижения товаров и услуг, доступность для широких масс. И самое главное - глобальность видения и понимания конкретной ситуации и задач бизнеса в режиме реального времени.

В настоящее время темп технологического развития очень высок и стремительно требует соответствующих специалистов, владеющих широким спектром видов работ в сфере информационных услуг.

Россия входит в мировое информационное сообщество не бизнесом, а образовательной сферой, поэтому в нашей стране появляются новые профессии и специальности: «менеджер по информационным технологиям», «специалист по управлению информационными ресурсами», «информационный менеджер» и пр.

Мы находимся пока на стадии ознакомления с информационными технологиями как с инструментом, но не работы с ними, как с ресурсом.

Н.В.: - Есть ли, при такой разности подходов «у нас» и «у них», перспективы у россиян? Как нам и нашим детям обрести достойное будущее при существующей системе образования?

В.Я.: - Перспективы, безусловно, есть. Дело в том, что рынок формируется независимо от тех профессий, которые предлагают наши вузы. Реальная потребность организаций, желающих войти в мировой бизнес (и использующих для этого информационные технологии как средства поддержки), порождает и будет порождать спрос на специалистов международного стандарта.

Единый мировой стандарт продиктован самой жизнью. В нем отражена суть современных рыночных правил: «работай качественно и ты будешь нужен».

Противникам «западного» я бы ответил так: те рыночные отношения, которые на Западе сегодня называют «социализацией экономики», давно известны в России и являются нашей гордостью - это принцип «от человека к человеку», «душевность и духовность», «общинные традиции» и пр. Нам бы только научиться правильно развивать и использовать свои ресурсы, которых нам не занимать (и умственных, и материальных).

Могу предложить читателям вашего журнала девиз Силиконовой долины (мировой центр технологий): «Творить наравне с Богами, управлять наравне с королями и работать наравне с рабами».

Дело не в новомодных названиях профессий, а в том какие реальные клиентоориентированные отношения существуют на рынке труда и в профессиональных видах деятельности, отражающих потребности современного бизнеса.

В 1998 году российские студенты проводили анализ рынка труда по выявлению уровня спроса на экономистов. И что же? В московских вузах на экономических факультетах училось около 280 тыс. человек, а реальный спрос был - 1(одна)! вакансия. Вот насколько наше воображение не соответствует реальности.

На самом деле, многочисленные предложения от вузов на обучение этой профессии демонстрируют потребность в экономических преобразованиях, а не потребность рынка в конкретных видах деятельности. А люди надеялись получить профессию, которая бы их кормила.

Новые профессии и специализации на рынке информационных услуг

До тех пор, пока наши вузы не поменяют ориентацию, студенты так и будут получать «чемодан без ручки» - знания, не ориентированные на реальную практику и современные потребности рынка (а его, как известно, выбросить нельзя, а нести невозможно).

Н.В.: - Что же делать нашим читателям? Ведь они уже сейчас хотят изменить свое положение к лучшему!

В.Я.: - Общая рекомендация всем: развивать свои ресурсы, свой человеческий капитал, то есть осваивать виды деятельности и технологии, востребованные на рынке труда.

Школьникам я посоветовал бы определяться в выборе будущей профессии как в конкретном виде работы (по своим интересам и способностям) и постоянно интересоваться тем, что происходит в мире.

Родителям - воспользоваться услугами профессионального консалтинга и, вместо того, чтобы тратить много денег на репетиторов, найти для ребенка фирму, в которой он мог бы получить конкретные навыки. В прежние времена на Руси детей отправляли «на выучку».

Абитуриентам - при выборе вуза заранее получить ответы на три главных вопроса.

1. Какие виды работ и технологии включены в учебный план, за которые будут платить деньги?

2. Какова связь вуза с рынком труда и существует ли система самопродвижения студентов на этот рынок?

3. Какова стоимость дополнительных услуг (компьютер, учебники, пересдача) и каков процент переведенных на 2-м курсе на платное отделение?

Потом - выбрать тот вуз, который лучше заботится о своих студентах.

Соискателям - составить для себя приемлемый список востребованных видов работ и пройти по ним обучение (освоив их качественно!). Причем обратить внимание на обучение именно конкретным практическим навыкам. Спрашивать, например: «Чему я смогу научиться по окончании ваших курсов?»

Наш сайт всем читателям советует поддерживать постоянный контакт (например, в форме дискуссионного клуба). Вместе не только интереснее работать, но и легче зарабатывать.





Главная сайта || Как определить свою будущую профессию? || Зачем нужен стаж работы? || Статьи о работе и бизнесе ||

Практика использования в России видеособеседования || Дефицит рабочей силы и заявки работодателей || На что может рассчитывать новый предприниматель? || Кредитные средства по Указу "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" || Секреты современного мерчендайзинга || Фермерский бизнес в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве || История ломбардов и их финансовая деятельность || Идеи бизнеса для современных белорусок || Список самых востребованных профессий || Современные тематики для копирайтинга || Как научиться любить работу? || Несколько проверенных вариантов заработка через Интернет || Варианты заработка в декрете (online и offline) || Рекомендации по карьерному росту || С чем ассоциируется работа продавца-консультанта? || Современный менеджер по Antal Russia || Профессия менеджер для простых смертных || Типы рабочего темперамента || Пять типов склочных сотрудников || Открытие Интернет-магазина и ошибки || Интерес к работе у каждого свой || Классические задачи в тайм-менеджменте || Оптимизм и пессимизм в карьере современного человека || Истинное лидерство сотрудников и мифы || Переговоры. Подготовка и проведение || Как сделать карьерный рывок в неблагоприятных рыночных условиях? || Карьерный рост современного человека в возрасте || Как чувствовать себя счастливым на работе || Профессия менеджер по продажам как состояние души || Организация своего дела на перспективу || Риски при удаленной занятости || Частые командировки и карьера || Женские профессии с неконфликтным общением || Нюансы при приеме на работу сотрудников без опыта || Как справиться с кризисом при депрессии на работе? || Профессия бармен как кудесник || Почему торгового представителя ноги кормят? || Торговля на улице с лотка как низкий уровень торговой иерархии || Профессия хэдхантер в российском секторе рынка executive search || Остродефицитная профессия - печатник || Что нужно, чтобы претендовать на должность секретаря? || Должностные обязанности специалиста по кадрам || Карьера в рекламе современного россиянина || Нужны ли журналистские задатки в профессии журналист || Профессия логистик. В чем состоят обязанности || Профессия профессиональный менеджер с баснословными заработками || Профессия юриста в России || Профессия переводчик на Российском рынке труда || Профессия бухгалтер с высокой оплатой труда || Как устроится на работу в семьях || Классификация секретарских должностей || Как получить должность швейцара || Какими качествами должен обладать фрилансер, чтобы добиться успеха? || Профессия рекрутер и доход современного вербовщика || Профессия секретарь. Его обязанности и зарплата || Как найти работу помощника руководителя или секретаря || Как найти работу в финансовой сфере || Профессия водитель. Его специфика и зарплата || Профессии инженерно-технических специалистов || Как иногородним начать столичную карьеру || Должность Инспектор отдела кадров. Функции, зарплата || Функции начальника на работе и их разделение между разными лицами || Профессия товаровед. Где может работать? || Профессия сомелье. Как научиться этой работе? || Профессия Специалист по PR. Как работать в этой сфере? || Классификация начальников и как к ним приспособиться || Профессия крупье. В чем суть работы? || Имидж менеджера в современном российском капитализме || Профессия брэнд-менеджер и его профессиональные функции || Профессия продавец, менеджер. В чем он должен разбираться? || Профессия таможенный брокер и нормативные акты || Профессия риэлтер и его положение на рынке труда || Профессия маркетолог (специалист по маркетингу). Обязанности || Профессия Технолог ателье. Обязанности и особенности || Профессия коммивояжер. Особенности, зарплата || Общественная потребность в профессии риелтора || Новые профессии и специализации на рынке информационных услуг || Как выбрать необходимую профессию? || Профессия архитектор на российском рынке труда || Как в России решаются проблемы профориентации || Виды профессий. Кто чем занимается || Профессия аудитор на российском рынке труда || Профессия торговый агент на российском рынке труда || Средний менеджмент в российской экономике || Учеба будущих предпринимателей и цели бизнеса || Как правильно сориентироваться при выборе будущей специальности || Как получить работу в супермаркете с высокой зарплатой || Фармацевтический рынок России. Какие там вакансии? || Профессия IT-специалист. Заработки в России || Профессия мерчандайзер с продвижением по карьерной лестнице || Идея бизнес туризма в мировой практике || Продукция Орифлейм со шведской косметикой в Украине || Как получить деньги для дальнейшего вложения в бизнес || Как построить бизнес и заработать деньги на изготовлении кулонов? || Как заработать деньги в сети на собственном блоге или сайте? || Как открыть максимально прибыльный бизнес в России? || Перспективы технологий домашнего бизнеса || Формы домашнего малого бизнеса в России || Актуальность идеи дополнительного заработка в нашей стране || Кто Вам нужен: учитель или наставник в бизнесе? Как разрулить ситуацию? || Как достичь успеха в онлайновом информационном бизнесе?  || Формула толкования достойной цены на информационные товары || Репутация в Интернет-бизнесе российского предпринимателя || План по раскрутке себя. Основные моменты || Советы по эффективной самораскрутке, чтобы привлечь клиентов || Визитки как заменители большинства документов для бизнесменов || История визиток в России || SEO копирайтинг: достоинства, недостатки, для кого подходит || Информационный мусор или качественный продукт. Как обезопасить себя?  || Проблемы начинающих INTERNET-бизнесменов || Как повысить уровень продаж своего товара?  || Паблишенг как самый легкий вид бизнеса. Почему? || Искусство написания рекламного листа. Как сконструировать продающий текст? || Существует ли 100%-ная защита информации в Интернете?  || Три задачи для превращения идеи в информационный товар || Как написать Вашу первую электронную книгу? || Как поднять качество цифрового товара в современном Рунете? || Как новичку написать электронную книгу? Что придется делать? || Раздражающие и отпугивающие факторы от наших инофрмационных товаров || Как быстро и просто привлечь внимание к собственной статье! || Психология рекламы. Будьте конкретны || Копирайтерский ключ к вашему успеху || Как писать статьи, чтобы заказчик покупал несколько статей? || Эффективна ли Ваша реклама? Сверьтесь с Джоном Кейплсом || Тактика общения с сомневающимся клиентом || Как добиться ощутимого заработка на Forex? || Российское виртуальное предпринимательство. Проблемы || Как процедура транслитерации регламентируется ГОСТом? || Как толкаться с группой конкурентов на Российском рынке продаж? || 10 причин, по которым клиенты не делают у Вас повторных покупок || Фундаментальные принципы по которым нужно эксплуатировать свой сайт || Шаги в онлайн бизнесе для успешных продаж || Как манимейкеры создают дефицит? || Цели начинающего Интернет предпринимателя || О работе аферистов в Интернете || Заработок на возникших вопросах и проблемах новичков в бизнесе || Почему не оплачиваются счета у интернет-предпринимателей? || Что ищут российские пользователи в зарубежной части сети? || Как информировать клиентов о новых товарах, скидках, новостях? || Чтобы бизнес возвращал вложенные деньги с окупаемостью || Спам в современном Рунете || Индивидуальная адресная рассылка в современном Рунете || Почему люди хоронят свой бизнес в Интернете? || МЛМ в современном Рунете || Что предпочтительнее в сетевом бизнесе? || Сетевые пирамиды в современном Рунете || Спонсоры для сетевого бизнеса в современном Рунете || Алфафит сетевого маркетинга в современном Рунете || Успех сетевого бизнеса в современном Рунете || Насколько совместимы понятия: любовь и MLM? || Что такое сетевой маркетинг в Рунете? Суть бизнеса || Женские качества, которые важны для построения бизнеса в сетевом маркетинге || Сетевой бизнес в Рунете - не пирамида || Страх в сетевом маркетинге || Доставка сообщений пользователям Рунета через mail.ru || Из чего складывается удовольствие от трудовой деятельности? || Коворкинг как совместная работа. Почему идею поддержали фрилансеры? || Карьера невидимки (домохозяйки). Как почувствовать себя самодостаточной? || Золотая жила у женщин. Как они её открыли и разработали? || Какие особенности имеет работа на дому? || Почему мужчины не приемлют «матриархат» на работе? || Подхалимаж как понятие внепрофессиональное, внеклассовое || Критерии и совесть современного адвоката || Повышенная профессиональная ответственность как полезная «вещь» || Способы преодоления страха от потери работы || Варианты уступок ипотечным заемщикам у банков || Новая работа как суровое испытание || Нелегкая доля женщины-феминистки в построении карьеры || Нелегкая доля менеджера по работе с клиентами || Варианты отношений с руководством на работе || Карьера или семья современной женщины || Функции современного супервайзера || Психологические черты энтузиаста по жизни || Советы как добиться увеличения зарплаты, подняться по служебной лестнице || Стереотипы по управлению карьерой в России || Зигзагообразное движение карьеры современного карьериста || Приоритеты в планировании временем || Поиск работы в соответствии с Вашими профессиональными знаниями и опытом || Вредные привычки новичка на работе, которые раздражают коллег и начальство || Ежедневный лимит времени при выполнении любого дела || По какому принципу делать выбор профессии? || Как вести свой бизнес без хронической усталости, стрессов, депрессии? || Интересные и необычные профессии в России и мире || Влияние стажа работы на пенсию и продвижение по карьерной лестнице || Трудовая книжка как основной документ в сфере профессиональной деятельности || Условия работы молодой мамы после выхода из декретного отпуска || Цейтнот офисного и бумажного работника || Причины для ненависти своей работы и как стать успешным человеком || Умение упрашивать начальника, чтобы добиться цели || Лидерские качества соискателя работы. Кому и зачем они нужны? || Почему подготовка к рабочему отпуску должна вестись заранее? || Как служебный роман связан с успехами и неудачами в работе || Для чего может понадобиться повышение квалификации на работе || Как разобраться в объявлениях о поисках персонала и описаниях вакансий || Условные зоны при организации рабочего места || Тимбилдинг для успешного сплочения сотрудников на работе || Представители каких профессий подвергаются профессиональной деформации? || Представители каких профессий подвержены профессиональному выгоранию || Корпоративы и ретро-вечера на работе. Темы || Когда сомнения клиента не связаны со стандартной отговоркой? || Как реагировать на вспыльчивый характер начальника? || Ошибки на собеседовании соискателя работы с работодателем || Cоветы поступающим в высшие учебные заведения. Как выбрать конкретную профессию? ||





@Mail.ru