Шумы в системных блоках компьютеров измеряют в децибелах (дБ). Разница на 10 дБ означает, что измеряемая величина в 10 раз больше эталона, на 20 дБ – в 100 раз, на 30 дБ – 1000 раз.
Человеческий слух усиливает звуки на некоторых частотах. А на некоторых, наоборот, имеет способность ослаблять. При одинаковой громкости больше раздражает высокочастотный шум по сравнению с низкочастотным. Однотонный звук раздражает более чем широкополосный. Импульсный более по сравнению с непрерывным. В отношении шумов действует эффект маскировки, то есть, когда высокочастотные и импульсные шумы на фоне низкочастотного раздражают меньше.
Шумы способны передаваться по воздуху и через вибрации деталей и элементов корпуса (структурные шумы). Когда работает вентилятор, создаётся в основном воздушный шум. Но при дисбалансе крыльчатки возникает вибрация, которая и передаётся на корпус, создавая при этом структурный шум.
Днём в городских квартирах уровень шума составляет 25-30 дБ. Ночью естественно ниже 15-25 дБ. Сейчас для обычного домашнего компьютера с процессором средней производительности приемлемым считается уровень шума примерно 35 дБ. Этот вполне достижимо при использовании обычных технических уловок.
Для того, что бы ночью комфортно работать на компьютере, нужен системный блок с уровнем шумов не более 20 дБ. Но сборка такого системного блока требует особых технических решений, и обходиться не дёшево.
Основным источником шума в компьютере является вентилятор. В системном блоке находятся как минимум два вентилятора. Это, как правило, в блоке питания и на радиаторе процессора. Последние года, с увеличением производительности, стало обязательным и вентилятор на видеокарте. В достаточно производительном компьютере обычно оснащают дополнительным вытяжным или всасываемым вентилятором.
Имеются специальные бесшумные системы охлаждения (водяных, на тепловых трубках, и прочих), но они, как мы знаем, сопряжены с большими расходами. По этому приемлемо бороться с шумом вентиляторов простыми и дешёвыми методами.
Шум вентилятора суммируется из нескольких компонентов. Во-первых, это шум, исходящий от собственного вентилятора. Основной тон этого шума находится на частоте, равной произведению числа оборотов на число лопастей. Допустим, при 8 лопастях и 2500 оборотов в минуту основная частота шума будет равна 8*2500/60=333 Гц. Из этого следует, чем меньше обороты, тем меньше шум.
Во-вторых, при прохождении каждой лопасти вентилятора, мимо неподвижных элементов, рёбер радиатора, деталей крепления, возникает дополнительный шум.
В-третьих, свою лепту вносит аэродинамический шум воздуха, проходя через щели радиатора, деталей крепления.
Хорошие условия для охлаждения делает турбулентный воздушный поток. Но по шумности он больше ламинарного.
От объёма воздуха (расхода) проходящего через радиатор, зависит аэродинамический шум. А если уменьшить расход, то увеличится температура радиатора. Что бы сохранить температуру процессора, но уменьшить расход воздуха, необходимо понизить температуру на вход вентилятора. Для этого оптимальным решением остаётся установка вентилятора с малым расходом и воздуховода, подающего наружный воздух непосредственно на его вход. Следовательно, воздушная система охлаждения с хорошей производительностью, при малом уровне шума должна иметь специальный воздуховод.
Первичный способ борьбы с воздушными шумами есть улучшение звукоизоляции. Для снижения звукового давления внутри корпуса системного блока, оклеивают боковые панели шумопоглощающими материалами. При выборе материала обязательно надо смотреть, чтобы его поры были открытыми, как бы сообщались между собой, чтобы энергия звуковой волны терялась во время прохождения через поры. Больше результат получается, когда пористый материал расположен между двумя сплошными поверхностями. Многократное отражение от поверхности увеличивает эффективность пористого слоя в десятки раз. Для этой цели удобно использовать материалы автомобильной изоляции.
Обратите внимание на то, что вентиляционные отверстия в панелях заметно уменьшают звукоизоляцию, особенно на средних и высоких частотах. Иногда есть смысл их заклеить, а доступ воздуха обеспечить со стороны тыльной части системного блока через снятые заглушки слотов расширения. Оклеивание звукопоглощающим материалом поверхности позади системного блока, куда выдувается воздух вентиляторами блока питания и корпуса, так же даёт положительный эффект.
Виброизоляция актуальна для приводов, оптических накопителей, жёстких дисков. Проще сразу приобрести малошумящую модель накопителя, чем потом бороться с назойливым шумом. Но бывает, в процессе эксплуатации возникают проблемы с вибрацией, тогда надо акустически развязать устройство и шасси. Для этого удобней всего применять специальные корзины и виброизолирующий крепёж, которые производятся многими производителями комплектующих.
Шум системного блока.