Методы улучшении звучания акустических систем

  • Как улучшить звук акустической системы
  • Методы улучшении звучания акустики довольно часто упомянуты в глянцевых hi-fi-изданиях и интернете. Данная статья, рассматривает не только уже известные методы улучшения звучания акустики, но и методы ранее нигде неопубликованные, которые могут значительно изменить характер звучания даже бюджетной акустической системы.









    Улучшение звучания акустики путём реконструкции

  • Как улучшить звук акустической системы
  • Акустика полностью состоит из компонентов - каждый из которых играет свою определённую роль в конечном построении звучания акустики: это корпус, порт фазоинвертора, динамики, внутренняя разводка и кросовер. Заменив любой из этих компонентов на более качественный, можно получить положительные изменения в определённой области звучания акустики.

    Первое, на что необходимо обратить внимание в конструкции акустики - это качество изготовления корпуса. Довольно часто и не только в бюджетной акустике, производитель экономит на качестве корпуса, изготавливая корпус из тонкого ДСП, что увеличивает передаваемые паразитные колебания, создаваемые низкочастотным динамиком, из корпуса обратно в динамики, кроссовер и на внутреннею разводку, что приводит к значительному искажению исходного звучания акустики.

    Уменьшить резонанс корпуса можно путём укрепления корпуса внутренними стяжками и промазав внутренние стенки корпуса вязким материалом, например битумом. Также, снизить резонансы корпуса можно установив на дно акустики балласт, например из дроби. Хороший пример изготовления качественного корпуса демонстрирует - KEF Reference 205 (см. фото).

    Дополнительно к снижению взаимно передаваемых резонансов компонентов акустики, можно использовать между динамиками, кроссовером и корпусом прокладки из вязкой резины или силикона. Некоторые производители, в акустике топ класса используют сложные конструкции, например у Jamo, есть своя система крепления ВЧ-динамика для снижения вибраций - Jamo DTT.

    Помимо снижения резонансов, корпус акустики необходимо грамотно заглушить, предпочтительно специальными для этого материалами имеющимися в продаже, что снизит стоячие волны внутри корпуса и избавит звучание акустики от внутреннего гудения. Заглушить полезно и фронтальную сторону корпуса акустики, что снизит отражения звуковых волн от динамиков и добавит звучанию собранности и ясности. Если в акустике установлен отдельный среднечастотный динамик с открытой корзиной, то открытую часть корзины необходимо заглушить, во избежание паразитных колебаний диффузора среднечастотного динамика воздушными волнами создаваемые в корпусе низкочастотным динамиком.

    Гудение в звучании акустики может создавать и некачественный порт фазоинвертора. Порт фазоинвертора предпочтителен с конструкцией оптимального гашения завихрений воздуха (турбулентности) и необходимой длины и диаметра, с учётом объёма корпуса акустики и конструкцией низкочастотного динамика. Неправильная конструкция порта фазоинвертора, также искажает низкие частоты. По этой причине в акустике B&W, применяется порт фазоинвертора специально конструкции которая минимизирует турбулентный эффект - B&W-Flowport.

    После реконструкции корпуса акустики, можно рассмотреть замену внутренней разводки и кроссовера акустики. Для внутренней разводки, оптимальным вариантом будет медный кабель из многожил мелкого сечения, соответствующий уровню звучания динамиков и хорошо пропаянный в местах контакта во избежание возможного дребезга при повышении громкости.

    Кроссовер можно заменить на более качественный и с возможностью подключения по схеме bi-wiring или bi-amping. Подключение по схеме bi-amping (двойное усиление) является предпочтительным из всех вариантом, так как позволяет подать сигнал на динамики с двух усилителей в обход схемотехники кроссовера акустики. Подключение по схеме bi-amping значительно сглаживает АЧХ и является обязательной в профессиональном звуке.

    Улучшение звучания акустики иными способами

  • Как улучшить звук акустической системы
  • Виброразвязка аудио компонентов, является одним из важных ключей в построении качественного звука любой аудиосистемы. С помощью правильной виброразвязки аудиокомпонентов, можно получить прирост в звуке до 40%, в зависимости от их уровня. Также и в звучании акустики большую роль играет виброразвязка акустики с поверхностью на которую она установлена.

    Виброразвязка акустики производится с помощью предназначенных для этого аксессуаров: шипов, демпферов, конусов и т.п., путём установки на три или четыре опоры. Но данные аксессуары будут практически бесполезны на резонирующей поверхности. Поверхность на которую установлена акустика, должна быть максимально задемпфированной. Поэтому полочную акустику необходимо устанавливать на предназначенные для этого стойки (см. фото), напольную акустику можно установить на бетонный пол или на мраморные плиты.

    Существенно изменить звучание акустики можно и заменой акустического кабеля. В случае если акустика является топовой, то и для акустического кабеля может понадобится виброразвязка с помощью специального кабель-канала. При этом оптимальная длина кабеля для подключения акустики будет четыре метра с небольшим - такая длина кабеля обусловлена лучшим гашением колебаний. В случаях возможных помех, от близ находящихся электронных устройств, можно обратить внимание и на помехоустойчивость (экранирование) акустического кабеля. Занижать уровень исходного звучания акустики со временем, может и окисление контактов кабеля, клемм акустики и усилителя.

    Помимо улучшения акустики, для оптимального повышения звучания, нужно обратить внимание на правильную расстановку акустики в помещении и на акустические свойства помещения. Но это уже отдельная тема.