Оп-арт(сокращенно от англ. Optical art) – художественное течение второй половины XX века, это искусство зрительных иллюзий, которое основано на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. К примеру, повторяющиеся геометрические фигуры создают эффект перемещения или движения, изображение будто оживает.
Основоположником оп-арта является известный художник Виктор Вазарели (Victor Vasarely). В 1938 году художник написал картину «Зебры», которая и стала первой работой в этом необычном стиле.
Однако самые первые опыты в области оп-арта относятся еще к XIX веку. В 1889 году в ежегоднике «Das neue Universum» была опубликована статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона (Thompson), который, используя чёрно-белые концентрические окружности, создавал впечатление движения на плоскости: на рисунках Томпсона колёса «вращались», а круги «переливались». Но тогда все эти данные были представлены как научное исследование особенностей зрения, а не искусство.
Популярным оп-арт стал только в 1965 году после выставки в Нью-Йорке под названием «Чувствительный глаз». Художники творили под лозунгом: «Изображение должно существовать не только на холсте, но и в глазах и в головах зрителя».
В это же время знаменитый кутюрье Ив Сен-Лоран (Yves Saint Laurent) перенес работы художника-модерниста Пита Модриана на ткань. В коллекции осень-зима’65-66 дизайнер представил несколько платьев, которые были сшиты из трикотажного полотна, с рисунком в виде крупных клеток синего, желтого и красного цветов. Это были платья прямого силуэта без воротника и рукавов. Они назывались «Модриан» - в честь вдохновителя.
К слову, еще раньше, в 30-х годах такими клетками, правда из кожи, были декорированы коллекции сумок и чемоданов дизайнера Лолы Прусак (Lola Prusac).
Позже примеру Сен-Лорана последовали и другие популярные в 60-е дизайнеры – Мэри Квант (Mary Quant), Андре Курреж (Andre Courreges), Лари Олдрич (Larry Aldrich), которые создали свои орнаменты и формы, которые остаются актуальными и сейчас. В середине 60-х, пожалуй, ни одна фотосессия в модном журнале не обходилась без нарядов со сложными геометрическими орнаментами. Принт оп-арт стал символом десятилетия!
Однако со временем интерес к искусству иллюзий становился все меньше, пока в 2001 году французский Vogue не опубликовал фотосессию «Op position», где на модели была одежда с оптическими принтами. Именно эта съемка и стала началом новой эры принта оп-арт!