Бизнес в сфере клининга

Сегодня начать бизнес в сфере клининга можно двумя способами. Первый вариант — открыть фирму под конкретного клиента (торговый центр или крупный объект от 1 тыс. кв. м), с которым уже есть договоренность. Сначала фирма будет работать на этот объект, а уже затем расширит деятельность на внешний рынок. Второй путь — выбрать нишу. Например, уход за твердыми полами, сегодня это востребованная и очень рентабельная услуга. Маленькая компания может позиционировать себя как специалиста узкого профиля, обладающего современными средствами производства и высококвалифицированным персоналом.

Клининговые компании бывают трех видов. Одни специализируются на разовой уборке квартир и офисов (после­строительной и генеральной), другие — на ежедневном обслуживании коммерческой недвижимости, третьи работают в узких нишах (например, занимаются химчисткой ковровых покрытий). Обычно чем больше компания, тем шире у нее спектр услуг.

Бизнес в сфере клининга двумя способами

Первоначальные затраты при создании профессиональной клининговой компании составят 15 - 20 тыс. долларов. Сюда входят все расходы - закуп профессионального оборудования и инвентаря, обучение, реклама и т.д. Что касается текущих затрат, то большая часть уходит на выплату заработной платы и на закуп расходных материалов. Немало средств уходит и на рекламу. Также не стоит забывать об обновлении парка оборудования и об обучении персонала, так как технологии уборки постоянно обновляются. Таким образом, клининговый бизнес далеко не низкозатратный.

Помещение.

Первый шаг - открытие юридического лица. Вы можете самостоятельно пройти все процедуры или обратиться в фирму - в любом случае расходы составят 5 - 8 тыс. рублей. Далее - поиск подходящего помещения под офис и склад. Склад необходим для хранения инвентаря, оборудования и химии, офис - принимать звонки. Стоит при этом учесть, что вряд ли клиент приедет к вам, - значит, выбирайте помещение, отвечающее вашим самым скромным потребностям (если вы экономите). При этом стоит помнить еще об одном важном факторе - месторасположение офиса. Быть далеко от клиентов или городского транспорта - ошибка, которая может затруднить работу. Казалось бы, что проще: стол, кресло, корзина - вот тебе и офис. Но жизнь вносит свои коррективы. Что делает менеджер, придя на работу?  равильно, пьет кофе (или чай). Значит, надо позаботиться о покупке чайника и микроволновой печи. И запланируйте также закупку складских стеллажей для хранения расходных  материалов и химии.

Поиск клиентов.

Прежде всего необходимо найти потенциального заказчика, а потом уже под конкретный объект набирать персонал и закупать оборудование. Почти все компании получают первые заказы через личные связи — рекламные объявления малоэффективны.

Лучше искать объект для ежедневной уборки. Доход от разовых заказов больше, но он нестабилен, а аренду и зарплату придется платить регулярно. Можно начать поиск клиентов на ежедневную уборку в офисном здании или торговом центре. Одна компания способна взять на обслуживание несколько офисов в одном здании, выигрывая на эффекте масштаба.

Договор с заказчиком обычно подписывают на период до конца календарного года. Стороны определяют, что входит в услугу, обсуждают кратность подметаний и влажной уборки, время нахождения уборщиков на объекте и т. д. В договоре указывают стоимость работ и прилагают смету, в которой расписаны зарплата сотрудников, расходы на химию, амортизация техники, накладные расходы (на содержание управленческого штата и аренду офиса) и норма прибыли.

Кроме того, в договоре отмечают, что на объекте ежедневной уборки заказчик должен предоставить служебное помещение. Это помещение оборудуют шкафами для одежды персонала и для хранения химических средств, здесь же устраивают склад для инвентаря и отводят обеденную зону.

Старайтесь находить заказы в одном районе или здании, это значительно сэкономит вам время и  средаства на передвижение. Самую большую прибыль приносят заказы на генеральную уборку зданий после стройки. Которые после строительства готовят к продаже. Так что имеет смысл предлагать свои услуги строительным компаниям. В этом случае вы будете делать уборку в пустом здании и не столкнетесь с такими проблемами, как шикарный ремонт, старинные вещи, недовольные жильцы или дети.

Кадры.

При открытии клининговой компании необходимо учитывать расходы на заработную плату. Конечно, возможен вариант, что вы сами будете принимать звонки, искать клиентов, составлять договоры, подбирать персонал, вести бухгалтерию, а также работать с ведром и шваброй, но на практике он неосуществим. Поэтому вам как минимум понадобятся услуги бухгалтера, секретаря, бригадира (менеджера). Рассматривая экономный вариант и оптимизируя затраты, можно, например договориться с бухгалтером на обслуживание 1 - 2 раза в неделю, это позволит сэкономить немного денег и обойдется ориентировочно в 450-600 дол. США. Услуги секретаря, который может совмещать функции менеджера по подбору персонала, обойдутся в сумму от 500-700 дол. США. Если вы только делаете первые шаги в клининге и у вас недостаточно знаний и практики, то вам следует взять на работу человека, имеющего опыт работы в этой области. Если это работы по послестроительной, генеральной уборке, то требуется бригадир, который не только умеет работать руками, но и представляет, как организовать процесс, знает технологии, а также может обучить людей, которых вы будете привлекать со стороны.

Для организации ежедневной уборки объектов также желательно взять менеджера (бригадира), имеющего опыт, коммуникабельного и ответственного. В основные обязанности менеджера входит организация работ на объекте, решение текущих проблем и выполнение требований представителя заказчика. Оплата работы менеджера (бригадира) зависит от его квалификации, опыта работы, сложности объекта работы, поэтому зарплата может варьироваться от 500 до 1500 дол. США.

Начиная работу по обслуживанию здания, следует учесть и зарплату простых техников; в смете по расходам фонд оплаты труда занимает 75 - 80%, и рядовой сотрудник получает от 450 дол. США,  работая пять дней в неделю. Статья расходов на заработную плату при открытии клининговой компании существенна, и не следует ею пренебрегать при составлении бизнес плана. Настоящие профессионалы в любой сфере бизнеса стоят дорого, учитывайте это, начиная работы в области клининга.

Оборудование и инвентарь

Выбор инвентаря и оборудования зависит от степени вашего профессионализма и выбранного сегмента. “Джентльменский” набор состоит из:
1. мощного пылесоса с функцией сбора воды;
2. роторной (шлифовальной) машины;
3. набора инвентаря для мойки стекол;
4. стремянок;
5. уборочных тележек с отжимом для мопов;
6. флаундеров;
7. салфеток из микрофибры;
8. экстракторной машины;
9. автомобиля.

Это то, без чего нельзя обойтись, независимо от выбранного вами сегмента. Стоимость такого набора может составить до 10 000 дол. США (без стоимости автомобиля). А также понадобится закупить расходные материалы для оборудования - фильтры, пады, мопы и т.д.

Немаловажный пункт - форма. Абсолютно правильно, если ваши работники будут одеты в чистую и опрятную униформу.

Окупаемость.

В среднем стоимость ежедневной уборки составляет 0,8-1,8 дол. США/кв. м в месяц. Прежде чем взяться за постоянный заказ, предприниматели советуют просчитать минимальный объем площади, необходимый для выхода на точку безубыточности. Например, при расценках 1 дол. США/кв. м, чтобы работать с прибылью, придется убирать объект площадью от 5 тыс. кв. м.

Объем расходов на запуск компании напрямую определяется площадью уборки первого заказа, под который фирма создавалась.

Рентабельность бизнеса зависит от вида работ. Для ежедневной уборки она невысокая — 10-15%. Для спецработ в клининге этот показатель гораздо выше — 25-40%.