Ансельм Кентерберийский — философ и теолог

Ансельм Кентерберийский (Anselm of Canterbury) (1033/1034, Аоста, Ломбардия, Италия — 21 апреля 1109, Кентербери, Англия), философ и теолог, выдающийся представитель схоластики.

Родился в знатной семье, отец — ломбардец, мать происходила из родовитой и состоятельной бургундской фамилии. Получил прекрасное классическое образование, отец прочил Ансельму политическое будущее. Покинув дом после трагической смерти матери, Ансельм принял постриг и много странствовал, пока не остановился в бенедиктинском монастыре Ле Бек в Нормандии. В 1063 он становится приором (настоятелем) этого монастыря. С 1093 Ансельм – архиепископ Кентерберийский. На посту архиепископа он боролся за большую независимость англиканской церкви от власти папы и короля. Из-за своей жесткой позиции в этом вопросе большая часть его архиепископства прошла в ссылке на материке.

Ансельм был одним из первых крупных философов Средневековья и по праву считается «отцом схоластики». Он одним из первых признал возможность использования философии в богословии, правда, с некоторыми оговорками. Занимаясь решением очень популярной в средние века и новое время проблемы соотношения веры и разума, он пришел к выводу что, познание христианина начинается с акта веры: факты, которые, он хочет познать даны в Откровении. То есть, христианину требуется не понимать, чтобы верить, но верить, чтобы понимать. Однако богословие может воспользоваться разумом, чтобы лучше понять то, во что он верит.

Огромное влияние на взгляды философа оказал Августин, однако б˜ольшее внимание, в отличие от последнего, Ансельмом уделяется форме, в которую облекается мысль, то есть логико-граматической структуре высказывания. Стремясь во всем следовать правилам логики, Ансельм сформулировал доказательства бытия Бога, которые изложил в работах «Монологиум», «Прослогиум», в «Диалоге об истине».

Несмотря на то что доказательства бытия Бога были опровергнуты, например, И. Кантом, роль и место Ансельма Кентерберийского в истории средневековой философии трудно переоценить. Именно благодаря ему в богословских трудах стала применяться логика, и особое внимание стало уделяться логической корректности высказывания. Произведения Ансельма надолго стали тем образцом, которому следовали средневековые философы и теологи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: