Закон о землях энергетики: плюсы и минусы

Главная сайта || Статьи о работе и бизнесе || Основные функции стратегического маркетинга || Новые бизнес идеи для малого и домашнего бизнеса || Основные функции денег в их происхождении || Управление финансами малого бизнеса || Истории успеха бизнесменов и молодых миллионеров || 10 || 25 || 81 || news1 || news3 || news4 || Идеи бизнеса ||

Закон о землях энергетики: плюсы и минусы


Закон Украины "О землях энергетики и правовом режиме специальных зон энергетических объектов", принятый парламентом 9 июля 2010 года, вступил в силу 17 августа 2010 года.

Он определяет правовые и организационные основы предоставления и использования земельных участков для размещения объектов энергетики, а также соблюдения особого режима земель специальных зон объектов энергетики (территории вокруг этих объектов) для бесперебойного их функционирования.

Высоковольтные линии электропередачЗемельные участки государственной и коммунальной собственности предоставляются в собственность и аренду для потребностей энергетики по решению органов исполнительной и местной власти. Участки всех форм собственности могут использоваться под объекты передачи электроэнергии путем установления земельных сервитутов.

Размещение объектов передачи электроэнергии может осуществляться на землях всех категорий без изменения их целевого назначения.

Законом выделено 5 категорий специальных зон объектов энергетики. Земли в границах специальных зон не изымаются (выкупаются) у собственников или пользователей, а используются с ограничениями. Размеры некоторых из них указаны прямо в Законе, иных - устанавливаются Кабмином.

Законом устанавливаются также и права и обязанности как предприятий электроэнергетики, так и собственников (землепользователей) специальных зон. Последние имеют право на возмещение расходов, причиненных выполнением плановых и аварийно-восстановительных работ.

Экспертное мнение

Партнер Юридической фирмы ILF Ярослава Оника, комментируя значение данного документа, высказала мнение о том, что Закон противоречит некоторым нормам действующего законодательства: "При разработке закона не были учтены требования градостроительного и земельного законодательства Украины, а значит, он вряд ли сможет эффективно решать проблемные вопросы энергорынка.

Закон разрешает использование земельного участка любой формы собственности для строительства и эксплуатации объектов энергетики путем установления земельных сервитутов. При этом Земельным кодексом Украины предусмотрена государственная регистрация договора сервитута в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Но Верховная Рада и Кабинет Министров до сих пор не приняли нормативно-правовых актов, необходимых для реализации этого положения и сегодня нет возможности для создания Государственного реестра прав. Сейчас ведение госреестра земель осуществляется в соответствии с Временным порядком ведения государственного реестра земель Госкомзема от 02.07.2003. Этот документ, к сожалению, не урегулировал процедуру регистрации права пользования чужим земельным участком, что делает невозможным установление сервитутов.

Открытым остался вопрос получения разрешения на начало строительства объектов энергетики. Порядок предоставления разрешения на выполнение строительных работ для сооружения энергетических объектов гласит о том, что для осуществления строительства необходимо разрешение, которое выдается инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля.

При этом в перечень обязательных документов, предоставляемых в ГАСК, входит документ, который подтверждает право собственности/пользования земельным участком или договор суперфиция (особое вещное право на застройку земельного участка, принадлежащего другому лицу).

А вот договор земельного сервитута отсутствует, что однозначно поставит под сомнение правомерность использования земельного участка для строительства объектов энергетики и электростанций как объектов градостроительства.

Стоит, однако, отметить важный положительный аспект закона для операторов энергетического рынка. Согласно ст. 14 Закона, земельные участки государственной и коммунальной собственности передаются в пользование для нужд энергетики по решению исполнительной власти или местного самоуправления в порядке, установленном Земельным кодексом.

При этом в статье 134 Земельного кодекса Украины установлено, что земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них в случае строительства и обслуживания линейных объектов энергетической инфраструктуры не подлежат продаже на конкурентных началах (земельных торгах), что, конечно же, упрощает вопрос получение земельного участка.

В целом, оценивая закон о землях энергетики, стоит сказать, что на первый взгляд может показаться, что данный документ значительно упрощает процедуру получения прав на земельные участки для нужд энергетики, однако, на самом деле, многие важные моменты могут все так же остаться нерешенными".

Главная сайта || Статьи о работе и бизнесе || Основные функции стратегического маркетинга || Новые бизнес идеи для малого и домашнего бизнеса || Основные функции денег в их происхождении || Управление финансами малого бизнеса || Истории успеха бизнесменов и молодых миллионеров || 10 || 25 || 81 || news1 || news3 || news4 || Идеи бизнеса ||