Знаем ли мы чувство меры? Умеем ли останавливаться?

Главная сайта || Статьи о работе и бизнесе || Основные функции стратегического маркетинга || Новые бизнес идеи для малого и домашнего бизнеса || Основные функции денег в их происхождении || Управление финансами малого бизнеса || Истории успеха бизнесменов и молодых миллионеров || 10 || 25 || 81 || news1 || news3 || news4 || Идеи бизнеса ||

ЧУВСТВО МЕРЫ, как его развить?

 ЧУВСТВО МЕРЫ, как его развить Увы, мы зачастую не знаем МЕРЫ.Не умеем останавливаться, когда надо.

Поэтому основная задача каждого, кто собирается себя совершенствовать научиться останавливаться, чувствовать МЕРУ.Отсутствие меры - это не только проблема перетренировавшихся спортсменов, но и главная причина переедания, главная причина алкоголизма, главная причина бесконечной погони за "золотым тельцом" (хочу одежду все моднее и моднее, машину все круче и круче, квартиру/коттедж все больше и больше).
Почему же мы хронически теряем чувство МЕРЫ? Как этого избежать? Как научиться чувствовать МЕРУ?

Ответ на эти вопросы автоматически поможет избавиться от переедания, от чрезмерного употребления алкоголя, от безостановочного курения по 2-3 пачки в день и т.д.
Но для начала нам придется разобраться, а в чем же состоит понятие "МЕРЫ". Почему человек не может во время остановиться?
Мы не можем остановиться, ТОЛЬКО потому, что это действие (например, еда, выпивка, курение, накопление и т.п.) воспринимается НЕЗАВЕРШЕННЫМ.
Открыл и исследовал этот механизм незавершенных дел один из величайших психологов XXвека Курт Левин. Человек он был незаурядный и необыкновенно интересный, причем даже его занятия со студентами-психологами отличались этими качествами в полной мере.

В качестве иллюстрации открытого им феномена Курт Левин проводил для своих учеников такой эксперимент. Вместе с ними он шел в ресторан, там они усаживались за стол и что-то себе заказывали.
В какой-то момент Левин подзывал к себе официанта и спрашивал его: "Милейший, а вы не скажете нам, что заказала вон та только что пришедшая пара?"

Официант любезно перечислял все блюда, заказ на которые он только что принял.
После этого Левин просил его ответить: "А что заказывала вот эта пара, которая уже расплатилась с вами и собирается уходить?"
При ответе на этот вопрос любой из инспектируемых таким образом официантов терялся, пытаясь перечислить блюда, заказанные этой второй парой, но неизбежно путался, сбивался, а то и вовсе не мог найтись с ответом.
Теперь Левин поворачивался к своим студентам и как ни в чем не бывало задавал им следующий вопрос:

"Рассудите сами. Только что мы спросили официанта о двух принятых им заказах.
Один из них - заказ уже уходящей пары, и это, очевидно, потребовало от него наибольших усилий: он принимал этот заказ, давал указания шеф-повару, приносил соответствующие блюда, обслуживал клиентов во время их ужина, убирал тарелки, потом рассчитывался с ними и т.п.
Второй заказ, который он принял несколько минут назад, напротив, занял у него меньшее количество времени и сил: он только выслушал своих клиентов, но еще даже не успел поговорить с шеф-поваром.

Почему же первый заказ он помнит хуже, чем второй?"
За столом воцарялась полная тишина. Действительно, это казалось ОЧЕНЬ странным. Почему официант с идеальной точностью помнил о заказе, который еще даже не успел осуществить, но при этом не мог сказать, что он приносил за соседний столик несколько минут назад?
Ответ заключался в открытии, сделанном Куртом Левином: мы хорошо помним те события, которые еще не завершились, но быстро забываем о том, что уже произошло.

Иными словами, незавершенные ситуации постоянно и активно возбуждают центры нашего мозга, которые не позволяют мозгу успокоиться.
Именно такие незавершенные ситуации, ситуации, так и не доведенные нами до своего логического конца, часто являются краеугольным камнем различных неврозов. Как известно, нет ничего хуже неопределенности, когда вы не знаете, одобрят ваш поступок или осудят, уволят вас с работы или не уволят, будете вы разводиться или не будете, заболеете вы или нет.

Парадоксально, но нашей психике было бы легче, если бы мы точно знали, что нас не одобрят или уволят, что наш развод состоялся, и даже что мы заболели.
Неопределенность хуже, чем доподлинно известный плачевный результат наших решений и поступков. Именно про такие ситуации и говорят: "Лучше ужасный конец, чем ужасы без конца!"

Итак, незавершенные ситуации возбуждают наш мозг... и требуют себя завершить! Поэтому человек без всякой необходимости возвращается в мыслях или действиях к незавершенным ситуациям. Причем даже к самым бессмысленным.
Мария Арсентьевна Овсянкина (одна из учениц К.Левина) провела такой простой эксперимент: испытуемым взрослым людям она давала скучное и бессмысленное задание - сложить фигурку из разрезанных частей.
Когда испытуемый уже выполнял примерно половину задания, она прерывала его и просила сделать второе - уже совсем другое задание. При этом не полностью собранную фигуру она прикрывала газетой.

Оказалось, что после окончания второго задания 86% испытуемых захотели вернуться к первому прерванному заданию. "Но почему, - удивлялся К.Левин, - взрослые люди, начав такую "глупую" работу, как складывание фигур, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса к задаче нет!"
Курт Левин сделал вывод: у человека возникает потребность завершить даже самое бессмысленное задание.
Еще одна ученица К.Левина из России - Блюма Вульфовна Зейгарник - провела такой эксперимент. Испытуемым давалось 18-20 заданий, примерно половина из них прерывалась, а половина была завершена.

Когда испытуемый заканчивал последнее задание его как бы невзначай расспрашивали о прошлых заданиях. Оказалось, что испытуемые упоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные.
Б.В.Зейгарник сделала такой вывод: незавершенные действия лучше сохраняются в поверхностном содержании сознания, чем завершенные.
Этот эффект известен сейчас в психологии, как "эффект Зейгардник", и активно применяется в различных методиках, например в методике обучению иностранным языкам - применение такого способа позволяет увеличить объем запоминаемых иностранных слов в два раза.

Вот как был проверен этот способ.
Было выбрано две группы.
Первая группа обучалась по обычной методике - девался текст на иностранном языке с вкраплением в него новых для испытуемого слов. Далее студента просили перевести этот текст, а после перевода проверяли объем запомненных новых слов, встречающихся в тексте.
Во второй группе было все также, но с одним существенным отличием - студента, когда ему оставалось перевести всего три последние строчки, просили прервать задание и немного помочь учителю в каком-нибудь деле.

Оказалось, что в первой группе (полностью завершившей перевод), студенты запомнили 47% новых иностранных слов. Во второй группе (прерванный перевод) студенты запомнили 77% новых слов. (Важное дополнение. Этот эффект срабатывал только в том случае, если испытуемый, несмотря на прерванное задание, оставался уверенным, что с заданием справился. Т.е. нельзя прерывать задание приказом "Время вышло, Вы не успели" - в этом случае эффект лучшего запоминания не наблюдался).

Итак, подведем итоги.
Незавершенные действия постоянно висят в нашей памяти, вокруг них крутятся все наши мысли и эмоции. Мы полны желания завершить эти действия.

Проблемы начинаются тогда, когда действия завершить принципиально НЕВОЗМОЖНО:
- Невозможно съесть всю еду. Но человек, для которого само наличие еды в холодильнике воспринимается, как незавершенное действие, не может остановиться и ест все, что видит. Ест до тех пор, пока еда не исчезнет из поля зрения, переместившись в желудок.
- Невозможно выпить весь спирт. Но человек, для которого наличие спиртных напитков воспринимается, как незавершенное действие, не может остановиться и пьет все, что хоть как-то напоминает спиртное: сначала солидно, чокаясь, выпьет вина, потом уже не очень солидно выпьет водку, затем, пошарив пьяными глазами, выпьет обнаруженное пиво, мартини, коктейли и т.д.
- Невозможно выкурить все сигареты. Но есть люди, для которых само наличие сигарет в пачке воспринимается, как незавершенное действие. Они смолят одну сигарету за одной. А как только заканчивается пачка, идут и покупают новую.
- Невозможно сразу за тренировку выполнить все известные упражнения. Но находятся новички, которые из тренировки в тренировку пытаются это сделать, выполняя в тренажерном зале по 15-20 упражнений за одну тренировку, чем загоняют себя в хроническую перетренированность. Для этих молодых спортсменов само нахождение в тренажерном зале становится незавершенным действием.

Все эти действия воспринимаются, как незавершенные, а значит все мысли человека вращаются вокруг этих действий, и он начинает испытывать непреодолимую потребность эти действия продолжать.

А так как логического окончания эти действия не имеют, то продолжение превращается в бесконечный бег по кругу.
Выход из всех этих ситуации один - перестать воспринимать все эти действия, как незавершенные.
Пусть каждое действие будет ощущаться ЗАКОНЧЕННЫМ!
А для этого важно делать действия на части и делать между этими частями перерыв.

Например, женщина не может уснуть, т.к. не довязала свитер. Незавершенность действия не дает ей покоя, она ворочается, и мысли то и дело возникают в ее голове, мешая заснуть.
Правильный подход был бы таким - разбить большую работа на несколько частей, и каждую часть воспринимать законченной.
Для этого в ходе дневного процесса вязания достаточно думать так: "Сейчас мое дело - это связать рукав. Одного рукава пока что будет вполне достаточно. Это моя норма - один рукав. Все остальное - потом, а сейчас - только рукав".
Когда один рукав будет связан, делается небольшой перерыв, во время которого оценивается, насколько реально сегодня закончить и второй рукав. И только, если это реально, тогда в план включается второй рукав. И так далее.

Так же можно поступать при тренировках. Выполняется одно упражнение, во время которого оно считается целью всей тренировки. После выполнения этого упражнения делается небольшой перерыв, во время которого надо оценить степень собственной усталости и готовности к следующему упражнению. Если в теле нет свежести и бодрости, то следующее упражнение лучшее вообще не делать.

В физических тренировках вообще надо придерживаться такого простого правила - лучше недоработать, чем перетренироваться. Лучше уйти из зала слегка недогруженным (и с желанием еще позаниматься), чем перегруженным (и с чувством отвращения к залу). В первом случае Вы наверняка придете на следующую тренировку, а во втором уже может и не захотеть придти.
Так же надо и принимать пищу, разбивая процесс еды на этапы. Первый этап - сосредоточились только на первом блюде и спокойно едим только его. Это одно законченное действие.
После окончания этого действия делаем небольшой перерыв и оцениваем степень насыщенности/голода.
Если надо совершить еще одно действие - начинаем есть второе блюдо. Это будет второе законченное действие.

Такое разбивание любого процесса на законченные этапы позволит решить одну из самых злободневных психологических проблем человека - проблему незавершенных ситуаций.
Любая незавершенная ситуация - это огромный стресс, требующий своего завершения. И только тогда, когда ситуация доведена до завершения, мозг успокаивается и сможет наконец полноценно отдохнуть.
При этом важно не формальное завершение дела, а ощущение завершенного дела (или этапа), чего вполне можно добиться простым изменением своего отношения к проблеме.

Итак: разбивайте свои действия на этапы и делайте их завершенными!



Главная сайта || Статьи о работе и бизнесе || Основные функции стратегического маркетинга || Новые бизнес идеи для малого и домашнего бизнеса || Основные функции денег в их происхождении || Управление финансами малого бизнеса || Истории успеха бизнесменов и молодых миллионеров || 10 || 25 || 81 || news1 || news3 || news4 || Идеи бизнеса ||