Как на работе прорваться из пешки в ферзи?

Как на работе прорваться из пешки в ферзи? Как утверждают некоторые менеджеры по персоналу, шансы сделать хорошую карьеру в рамках одной компании есть и сегодня.


Начальник должен начинать “снизу”
Плох рабочий, который не мечтает стать президентом фирмы. Всего 10-12 лет назад, когда поле отечественного бизнеса было еще непаханой целиной, стремительные карьерные взлеты происходили часто. В переломные исторические моменты можно лишиться состояния или, напротив, стать обладателем солидного капитала в считаные месяцы, угодить из “грязи в князи” и наоборот. В начале 90-х случалось, что по разным причинам людям приходилось начинать работу в бизнесе с позиций, которые были значительно ниже их потенциальных возможностей. Поэтому многие очень быстро перерастали свои стартовые должности. Сегодня прорваться из пешек в ферзи не так-то просто.


— Эпоха дикого капитализма, время головокружительных карьер и составления капиталов с нуля миновала, — считает Инна Дубсон, менеджер по персоналу Радио МАКСИМУМ. — Сейчас карьеру делают постепенно, step by step. Примеров тому достаточно. И хотя случай в этом процессе тоже может сыграть существенную роль, полагаться на него не стоит. Если раньше карьера сотрудника могла быть совершенно непоследовательной (из официанток в директора по маркетингу или HR-менеджеры), то сейчас, когда у всех позиций есть определенный круг должностных обязанностей, четкий объем работ и квалификационные требования, такие рывки из стороны в сторону практически исключены.


По мнению заместителя директора рекрутинговой компании ASTRA personal Татьяны Волковой, голово-кружительные карьерные взлеты возможны и сегодня. Конечно, в динамично развивающейся организации это более вероятно, чем в стабильно функ-ционирующей, где все позиции уже поделены. Сейчас компаний со стабильным бизнесом становится все больше, а возможностей быстро дорасти до директорского кресла — меньше. Тем не менее существует ряд фирм, в которых в качестве кандидатов на руководящие должности вообще не рассматривают тех, кто в свое время не проработал на стартовых позициях. Высокие начальники обязаны начинать снизу, дабы представлять себе весь процесс целиком и грамотно руководить персоналом.
Может ли продавец стать директором?


Путь рядового сотрудника наверх непрост. Возможно ли прийти к долгожданному финишу, не сойдя с дистанции где-то на полдороге?
Мария Бобкова, директор по персоналу компании Адидас:
— Около 80 процентов позиций в офисе в прошлом году заняли те, кто когда-то начинал продавцом в наших магазинах. Каков их карьерный путь? Сначала человек работает за прилавком. Следующая ступенька — должность администратора или младшего менеджера по торговле. А спустя некоторое время администратор, если он, конечно, стремится к росту, мо-жет стать директором магазина. Практически все директора наших магазинов, назначенные в прошлом году, в свое время были у нас продавцами. Два человека из этой плеяды недавно переведены в региональные менеджеры и сейчас заняты открытием сети магазинов в Петербурге и в Киеве. Такова карьерная лестница в нашей компании.


Не считает чем-то немыслимым продвижение с нижних позиций до уровня топ-менеджмента и консультант отдела по развитию людских ресурсов и обучению компании McDonalds Ольга Семенова:
— У нас 95 ресторанов в 27 городах России, и все их директора когда-то начинали свой путь в качестве рядового члена бригады.
Карьера по плану
Известно, что сделать карьеру способен не каждый, а добиться быстрого продвижения по службе — тем более. Какими же качествами нужно обладать, чтобы начальство заметило ваше усердие? Большинство HR-менеджеров ставят во главу угла талант лидера, умение работать в команде, открытость, энергичность, трудолюбие, хорошую обучаемость.
Быстрый карьерный взлет наиболее вероятен для людей предприимчивых и креативных, с авантюрной жилкой, всегда готовых предложить предприятию больше, чем требуется от рядового сотрудника. А вот шансов у людей системных, педантичных, скрупулезно выполняющих свою работу “от и до”, немного.


Инна Дубсон:
— Чтобы сделать карьеру, нужно четко представлять себе, чего именно хочешь добиться, правильно оценивать свои возможности. Обычно, когда на собеседовании задаешь кандидату вопрос: “А кем вы видите себя через пять лет?”, многие теряются. И напрасно. Карьеру нужно планировать на несколько лет вперед. Раз в год или в полгода отмечайте для себя, каких успехов вы достигли, чему научились. Не нужно ждать, когда вас заметит босс. Руководители обращают внимание лишь на проблемные участ-ки. Как только работа стабилизируется, о них тут же забывают. Поэтому не стесняйтесь проявлять инициативу и информировать руководство о своих успехах. Начните переговоры с начальником, напомните, в чем именно состоят ваши заслуги перед компанией. Если вы видите нишу, которую могли бы занять, скажите об этом прямо.


Татьяна Волкова:
— Нельзя не учитывать и личност-ный фактор. Кто повышает сотруд-ника? Начальник. Замечено, что этот самый начальник охотнее приближает к себе работников, которые похожи на него самого. Взрывной, темпераментный директор скорее повысит подчиненного громкоголосого и экспансивного, чем спокойного и старательного. Руководитель, строго от-носящийся к своему внешнему виду на рабочем месте, с большим удовольствием назначит на высокую должность сотрудника, носящего костюмы, а не свитера и двухдневную щетину. Может также сыграть роль тот факт, что ваше детство прошло в одном городе или что ваши родители учились в одном вузе. Потому, если вы стремитесь к карьерному взлету, узнав, какие факты помимо работы связывают вас с руководством, обязательно донесите их до сведения вашего начальства.