Упражнения для развития творческого мышления

Для развития творческих навыков и интуитивного мышления можно рекомендовать следующие задания и упражнения, построенные на основе работ американских психологов Гилфорда и Торренса.
Восприятие
Наблюдение 1. Деревья зимой стоят, прогнув под снегом свои ветви. А те из них, которые не сумели быть гибкими, попросту сломались. Вывод: в трудной ситуации мы бываем вынуждены прогибаться под давлением обстоятельств, которые могут сломать нас, если мы будем слишком жесткими.
Наблюдение 2. Капли воды за долгое время пробили ложбину в камне. Вывод: небольшие, но упорные усилия в течение длительного срока приносят свои плоды.
Наблюдение 3. В шахматах большинство фигур передвигаются только по одной линии. А как забавно ходит конь — через две клетки и вбок. Вывод: если в карьере тебе закрывают прямой путь — ходи конем — из своей организации в другую на повышение через две ступени.
Наблюдение 4. Антенна стоит на доме и улавливает сигналы далеких радиостанций, несущих полезную информацию. Капитан корабля, владеющий информацией о погоде, не будет отправляться в путь, зная о приближающемся шторме. Зная о грядущей непогоде, крестьянин постарается поскорее убрать урожай.

Упражнения для развития творческого мышления Чуткий радиоприемник услышит многое из того, что не слышит наше невооруженное ухо. Вывод: вооружайся информацией. Полезно быть для самого себя и антенной, и чутким приемником, улавливающим то, что другие не слышат. Путь к этому — анализ прессы и слухов, случайно услышанных разговоров, беседы со знатоками и друзьями.
Тесты Гилфорда
1. Способность к генерированию идей. Написать как можно большее количество идей, связанных с данной темой. Например: работа на железной дороге, в больнице, на почте, в газете. Что надо делать для того, чтобы данная организация хорошо функционировала? Какие работы и должности должны быть введены?
Найти необычное применение обычного предмета — карандаша, кирпича, палки, веревки. Это задание можно использовать для оценки спонтанной гибкости на основе перехода из одного класса объектов в другой. Так, кирпич можно использовать в строительстве, но из него можно сделать пудру для посыпки дорожек в саду или чистить этой пудрой кухонную посуду. Заранее надо предупреждать об использовании предметов только в гуманных целях. Например:
газету можно читать, а можно...
соль можно добавлять в пищу, а можно...
в кастрюле можно варить суп, а можно...
удочкой можно ловить рыбу, а можно... и т. д.
2. Развитие ассоциативной беглости. Написать синонимы какого-нибудь слова. Например, синонимами слова «жесткий» будут — бессердечный, негибкий, суровый, холодный, твердый, крепкий, строгий, безжалостный, резкий.
3. Развитие беглости выражения. Сравнить одни объекты с другими. При этом, чем более они отдалены друг от друга, тем лучше. Например, мода подобна:
весне: она ветрена и непостоянна;
телеграфному столбу: таким образом одни люди сообщают другим сведения о своей привлекательности;
тяжелому танку: возьмет любое неприступное сердце или раздавит любой кошелек.
4. Развитие адаптивной гибкости (тест «Спички»). В наборе прилегающих друг к другу квадратов, составленных из спичек, надо забрать столько спичек, чтобы получилось определенное количество квадратов.
5. Развитие оригинальности (тест на название сюжетов). Придумать заглавие к короткому рассказу. Можно брать произведения, изучаемые по программе, или отдельные фрагменты из литературных повестей и романов. Учитывают только оригинальные названия, то есть такие, в которых имеется сдвиг, перенос понятий, которые приводят к необычным и новым идеям.
6. Развитие невербального интеллекта. Придумать простые символы к предметам или действиям, то есть символически выразить содержание темы: «Гнев», «Гордость», «Свобода», «Любовь», например, «Человек гуляет», «Самолет взлетает». Буквальное представление темы не принимается во внимание, например изображение гуляющего человека.
7. Развитие семантического видения. Придумать для символа (образа) род деятельности человека (профессию или работу), раскрывающий суть символа (образа). Например, светящаяся электрическая лампочка может символизировать профессию инженера-электрика. Другие варианты заданий — раскрытая книга, свеча, крест, камень.