Асанга — буддийский мыслитель

Асанга (санскр. — Объединитель) (4 в.), буддийский мыслитель, основоположник школы йогачара. Родом из Северной Индии, брат Васубандху. Развивал философское учение махаяны, автор 19 сочинений, в том числе по Абхидхарме и Праджня-парамите. Асанга подразделяет сознание (виджняна) на 8 видов: 5 чувственных, мышление, разум (манас) и сознание-сокровищница (алая-виджняна). Последнее, в отличие от Атмана в индуизме, содержательно постоянно меняется, а входящие в него семена (биджа) дхармо-частиц и кармы дают жизнь особям, вращающимся в сансаре. «Непрорастание» семян из-за ослабления силы кармы означает приближение к нирване. Их множественность иллюзорна, т. к. семя — это частичка единого сознания Будды. Задачей познания для Асанги являлось доказательство нереальности этой множественности как продукта вымысла (кальпана) и реальности только сознания (виджняна-матра), которое для него тождественно нирване («Махаяна-санграха» — «Собрание махаяны»).

Асанга защищает идеал бодхисаттвы, он также выдвинул новую махаянскую доктрину трех тел Будды. Высшая реальность (состояние Будды) предстает в неописуемом Теле Закона (дхарма-кайя); в Теле наслаждения, или блаженства (самбхога-кайя), которое является главным объектом созерцания мастеров йогической медитации, представляющих его в виде различных небес, населенных святыми и буддами; в Теле воплощения (нирмана-кайя). В последнем Будда приходил уже неоднократно к людям возвещать Закон («Йогачара-бхуми-шастра», «Махаяна-санграха»).

С мадхьямикой Асанга разошелся в нескольких вопросах, хотя, по-видимому, происходил из этой школы (ему принадлежит комментарий на «Строфы о срединности» Нагарджуны). Для Асанги нирвана реальна, а самсара нереальна, тогда как для мадхьямиков они обе нереальны. В полемике Асанга считал возможным доказывать махаянские положения, выдвигая тот или иной довод, тогда как ранние мадхьямики только в опровержении любых доводов видели правильную позицию.

Труды Асанги до сих пор оказывают огромное влияние на индийский буддизм, в том числе на философское обоснование ваджраяны, а также на буддизм Центральной Азии и Дальнего Востока.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: