Биография Аксельрода Павла Борисовича

Аксельрод Павел Борисович (1850-1928), российский деятель революционного движения. С нач. 1870-х гг. народник, член кружка «чайковцев». В 1883 один из основателей группы «Освобождение труда». С 1900 член редакции «Искры». С 1903 один из лидеров меньшевизма. Октябрьскую революцию 1917 встретил враждебно; эмигрировал. Один из лидеров 2-го Интернационала.




Аксельрод Павел (Пинхус) Борисович (1850, Черниговская губерния — 16 апреля 1928, Берлин), российский политический деятель; один из основателей российской социал-демократии, видный деятель российского и международного рабочего движения; лидер меньшевиков.

У истоков рабочего движения в России

Еще мальчиком доказал, что воля и самоорганизация — путь к реализации самых смелых желаний. Сын местечкового корчмаря-еврея, получил прекрасное образование (окончил гимназию, юридический лицей, учился в Киевском университете). Много читал. Кумиром юноши стал Ф. Лассаль, именно в это время развернувший в Германии агитацию за единение рабочих, призывая их вступать во Всеобщий германский рабочий союз. Участник первых народнических кружков. В 1874 был арестован за так называемое «хождение в народ», попытку «просветить» крестьян деревни Богдановки в Могилевской губернии. К этому моменту за его плечами — организация одного из первых в России социал-демократических кружков. После побега из-под ареста эмигрировал. В Берлине, а затем в Женеве увлекся идеями, которые отстаивал М. А. Бакунин: верой в глубинную революционность российского крестьянства, его «прирожденную» приверженность социалистическим идеям. В 1879, нелегально вернувшись в Россию, вступил в народническую организацию «Черный передел», для которой разработал программу, стал также редактором одноименного печатного органа.

Летом 1880 вновь в эмиграции, где стал одним из основателей социал-демократической группы «Освобождение труда». Много печатался в австрийских, немецких, российских социал-демократических изданиях. В 1890-е гг. одним из первых подверг критике «экономизм». В 1901 оказал помощь приехавшим из России В. И. Ленину, Ю. О. Мартову и А. Н. Потресову в создании общероссийской политической газеты «Искра».

Один из первых отечественных марксистов

Аксельрод наряду с Г. В. Плехановым стал одним из первых российских теоретиков марксизма. Он являлся членом редколлегии « Искры», участником обсуждения проекта программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в апреле 1902. Он считал, что в России «промышленный пролетариат по своим составным элементам и условиям существования в высокой степени связан еще с деревней», что «задача приобретения русскими социал-демократами приверженцев, прямых или косвенных союзников среди непролетарских классов, решается прежде всего и главным образом характером пропагандистской деятельности в среде самого пролетариата». Ленин в своей работе «Что делать?» (1902) отмечал «замечательную прозорливость» Аксельрода, однако в дальнейшем их пути разошлись, особенно после того как Аксельрод вместе с Плехановым оспорил ленинские предложения по аграрному вопросу, а в дискуссии о членстве в партии поддержал Мартова. Именно Аксельрод в статьях, опубликованных в конце 1903 — начале 1904 в новой «Искре», первым указал на опасность превращения РСДРП в якобинскую, заговорщического типа организацию. В идеях Ленина видел «утопию теократического характера», порожденного отсталостью России, проявление «мелкобуржуазного радикализма», использующего для своих целей борьбу рабочего класса.

Лидер меньшевизма

С момента оформления меньшевистского крыла РСДРП Аксельрод стал его неформальным лидером. В 1905 выступил противником установления «диктатуры пролетариата и крестьянства» и бойкота выборов в Первую Государственную думу. На третьем Стокгольмском съезде партии (1905) осудил революционный максимализм большевиков, подчеркнув его пагубное воздействие на позицию как либералов, так и буржуазии в целом, приведя к их преждевременному поправению, еще до осуществления политических целей, провозглашенных накануне и на первых этапах русской революции всеми политическими силами, выступавшими против всевластия самодержавия. Позже Аксельрод обосновал ликвидаторство, выдвинув идею всероссийского рабочего съезда и создания легальной рабочей партии. На Венской конференции РСДРП в августе 1912 он был избран членом Заграничного секретариата Организационного Комитета РСДРП, которая в отличие от большевистской части партии стала называться РСДРП (объединенная).

С началом Первой мировой войны не скрывал проантантовских настроений, пытался найти объяснение позиции европейских социал-демократических партий, проголосовавших за поддержку собственных правительств, в «вековых традициях патриотизма». В дальнейшем предложил собственный план «интернациональной борьбы за мир»: давление рабочих на руководство своих партий для совместного решения вопроса об отзыве социалистов из правительств и отказа от голосования за военные кредиты. Циммервальдская (1915) и Кинтальская (1916) международные социалистические конференции рассматривались им как «частные интернациональные совещания» для преодоления психологических трудностей сближения разобщенных войной социалистических партий и предупреждения проникновения «ленинской пропаганды раскола» в западноевропейскую социал-демократию, за что Ленин назвал его «лидером русских каутскианцев». В борьбе с ленинской идеей превращения войны империалистической в гражданскую добился вместе с Мартовым и другими ключевой для циммервальдского большинства формулировки о необходимости достижения «всеобщего мирного договора без аннексий и контрибуций».

Февральская революция застала Аксельрода в Цюрихе. В Россию вернулся 9 мая вместе с группой эмигрантов тем же путем (в пломбированном вагоне через Германию), каким до этого прибыли Ленин, Зиновьев и др. В одном из первых интервью подчеркнул, что «нынешняя революция не является чисто пролетарской, но также и буржуазной», а потому «вредно требовать свержения буржуазного правительства», Временное правительство нуждается в поддержке «при широком участии представителей пролетариата во всех отраслях общественной и государственной деятельности и повседневной органической работе над демократизацией всех областей национальной жизни». В пределах, «определяемых буржуазным характером революции», эта поддержка «явится взаимной поддержкой буржуазии и пролетариата и совместной чисткой авгиевых конюшен низвергнутого царизма». Вхождение социалистов в правительство считал «принципиально нежелательным».

Майская всероссийская конференция РСДРП(о) избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада И. Г. Церетели о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность Госдумы и Госсовета, высказался за контакт с министрами — делегатами партии, за их отчет перед ОК. Был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП(о) на третью Циммервальдскую конференцию. По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) съезд РСДРП(о ) заочно избрал его председателем партии и главой ее зарубежного представительства.

Отношение к Октябрьскому перевороту

Приход к власти большевиков в октябре 1917 Аксельрод осудил резко и бескомпромиссно. Уже с лета 1918 открыто заявлял о вырождении «диктатуры пролетариата» в контрреволюцию и считал «большевистский переворот» «колоссальным преступлением и ничем иным». От этой своей оценки не отказывался никогда, хотя она существенно расходилась с оценкой, данной новым руководством партии, избранном на Чрезвычайном съезде РСДРП(о) в декабре 1917.

По замечанию Аксельрода, вытекавшая из всех теоретических построений официальных меньшевистских лидеров, равно как и их западноевропейских единомышленников, оценка большевистской диктатуры служила «теоретической базой для санкционирования большевистского режима». Он категорически возражал против объявления происшедшего в России «шагом вперед в общественном развитии», отнесения «к историческому активу» большевиков завоеваний «в области эмансипации России от империалистической опеки, свержения господства имущих классов и радикального устранения пережитков крепостничества» и считал, что, насильственно прервав революционное развитие страны, они отбросили ее «назад — в экономическом отношении чуть не в середину прошлого века, а политическом — частью ко временам Петра Великого, а отчасти — Ивана Грозного».

Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю. О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921. В России до 1999 письмо было опубликовано лишь однажды — весной 1923 петроградской группой «правых» меньшевиков. Направленное против «легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма», оно стало первостепенным событием не только для российской, но и международной социал-демократии.

Старый, больной, но чрезвычайно мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался своеобразным нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить, как это иногда делают, к представителям «правого» меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП еще в 1917, поскольку он всегда оставался членом РСДРП (одним из основателей), не желая вносить свою лепту во внутрипартийный разлад. К сожалению, произведения Аксельрода в России за последние без малого 80 лет ни разу не публиковались. Нет на русском языке и ни одной посвященной ему работы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: