Алевиз Фрязин - итальянский архитектор

Алевиз Фрязин, Алевиз Новый [полное имя Алоиз (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна], итальянский архитектор конца 15 — начала 16 вв. С 1504 работал в Москве.

Бахчисарайский дворец

В 1499 послы Ивана III Ралев и Карачаров во время пребывания в Италии пригласили Алоиза Ламберти да Монтаньяна на русскую службу. В следующем году вместе с посольством он направился в Москву, где объявился только в 1503. Три года он провел при дворе Крымского хана Менгли-Гирея, где всего за 15 месяцев построил для него знаменитый дворец в Бахчисарае (сохранился только резной каменный портал).

В Москве. Сооружение кремлевского рва

Наконец, спустя четыре года после отъезда из Италии архитектор прибывает в Москву. Прежде чем говорить о постройках Алевиза, получившего прозвище Новый, следует назвать сооруженный им гигантский ров шириной 34 и глубиной 10 м, облицованный плитами белого камня. Он проходил по Красной площади и соединял р. Неглинку и Москву-реку, замыкая водное кольцо вокруг Московского Кремля. Кремль в это время стал одной из самых мощных крепостей Европы. Засыпали ров только в начале 19 в.

Архангельский собор

Через год после приезда в Москву Алевиз Новый приступил к строительству второго по значимости кремлевского собора — Архангельского (1505-08) — на месте, где прежде стояла небольшая белокаменная церковь Архангела Михаила, построенная еще при Иване Калите и разобранная за ветхостью в 1505.

Алевиз, очевидно, как и другие итальянские архитекторы, строившие в этот период в России, побывал во Владимире и познакомился с его культовыми постройками — по схеме Архангельский собор близок к Успенским соборам Владимира и Московского Кремля. С самого начала собор был задуман как усыпальница великих князей и царей, поэтому его отделка требовала великолепия и пышности. Алевиз одел объемно-пространственную структуру русского собора в нарядные одежды итальянского Возрождения 16 в. (капители пилястр, «раковины»). Архитектура Архангельского собора (6-столпного, 5-купольного) эклектична и представляет собой сплав древней владимиро-суздальской традиции и итальянской, особенно проявившейся в ордерной декоративной обработке фасадов. Первоначально собор окружала открытая галерея, которая была разобрана в 1750 (сохранилась в обмерах Д. В. Ухтомского).

Алевиз перестраивал также церковь Рождества Богородицы на сенях (ранее Лазаря, 1514, сохранилась частично), по свидетельству летописей, построил в Москве еще 11 церквей (не сохранились), возможно, участвовал в строительстве Теремного дворца. Вероятно, погиб во время взрыва на пороховом «Алевизовом дворе» в 1531.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: