Для те, кто не знает, сразу поясню: раскрутка сайта – это продвижение его на первые места в выдаче поисковых систем по определенным ключевым словам, что гарантирует сайту высокую посещаемость и приток клиентов (если речь идет о коммерческом сайте, продающем товары или услуги). Надо подчеркнуть, что раскрученным считается сайт, который находится на первых местах именно по основным запросам, например, по запросу «пластиковые окна» сайт фирмы-производителя пластиковых окон или по запросу «ремонт ауди» сайт автосервиса Ауди.
Как же сайты попадают на эти первые места и что для этого нужно делать?
Основным показателем, который влияет на продвижение сайта и его попадание в «первую десятку» поисковой выдачи, является количество ссылок на этот сайт, размещенных на других сайтах. В этом случае поисковые роботы считают, что сайт полезен и популярен, раз на него многие ссылаются и его стоит показывать раньше остальных сайтов.
Это схема в общих чертах. На самом деле, здесь есть масса нюансов. Во-первых, большую роль играет, какие сайты ссылаются на ваш сайт – популярные или никому не известные. Чем раскрученнее и популярнее сайт, который дает на вас ссылку, тем больше веса эта ссылка имеет для вашего рейтинга, чем менее он популярен, тем меньше веса дает своей ссылке. Мало того, некоторые ссылки не только не имеют никакого веса, но даже могут отрицательно влиять на ваш рейтинг. Это относится к ссылкам с «помоечных» сайтов – созданных исключительно для того, чтобы продавать с них ссылки и не имеющих нормального контента для людей. Именно потому заманчивые предложения, с которыми, наверно, сталкивался в Интернете любой владелец сайта, добавить ваш сайт в 9 или 10 тысяч каталогов всего за … рублей не только бессмысленны, но часто вредны, так как подавляющее большинство этих каталогов – Интернет-помойка, и поисковые системы это прекрасно знают. Ссылки с этих каталогов скорее навредят вашему сайту, чем помогут ему.
Откуда же берутся ссылки на сайт, почему другие сайты их размещают?
1. Самый простой и быстрый способ – купить ссылки. Для этих целей существует не один десяток ссылочных бирж, где оптимизаторы, то есть люди, продвигающие сайты, покупают ссылки на сайты своих клиентов. Как и в любом бизнесе есть те, кто продает ссылки на своих сайтах, есть те, кто их покупает. Вы регистрируетесь на такой бирже в качестве оптимизатора, вносите на свой счет деньги, создаете компанию (название компании, ссылка на ваш сайт, анкор (ключевое слово, которое будет являться ссылкой на ваш сайт) и делаете ее видимой для вебмастеров. Те присылают вам предложения, если их сайты вас устраивают, вы их одобряете, ссылки размещаются, деньги с вашего счета списываются и поступают на счет вебмастеров, а какая-то часть – ссылочной бирже в качестве ее комиссии.
Все довольно просто, но здесь тоже масса нюансов и подводных камней. Во-первых, биржа бирже рознь. На некоторых из них ссылки размещаются навсегда, а на некоторых только на определенное время, чаще всего – на один месяц. С помощью таких бирж можно быстро вывести сайт в Топ, но если вы не будете проплачивать ссылки ежемесячно, очень быстро он оттуда вылетит, так как ссылки будут сняты.
Опять же в биржах участвуют разные сайты, как хорошие и качественные, так и специально созданные для продажи ссылок, не имеющие нормального контента. Если вы имеете опыт в создании и продвижении сайтов, то легко вычислите такие сайты и откажетесь от их услуг. А без опыта можете и не понять что к чему. Соответственно за свои деньги разместите ссылки на сайтах, которые будут вам только вредить.
Вот пример такой коммерческой ссылки - netpeak.ua В данном случае используется биржа gogetlinks.net, на которую допускаются только проверенные, качественные сайты, продающие качественные услуги с одной стороны и имеющие уникальный, качественный контент - с другой.
2. Еще один путь получения ссылок на сайт – ссылкообмен или баннерообмен. Вы договариваетесь с вебмастерами других сайтов и бартером, то есть бесплатно, размещаете ссылки друг на друга. Обычно такие ссылки размещают в разделах «Партнеры» или «Друзья». Видели такие на сайтах? Как правило это бартерный обмен ссылками. Этот способ не требует финансовых вложений, зато требует определенных трудовых и временных затрат – списаться с десятками и сотнями сайтов и согласовать с ними условия нужно время. К тому же перенасыщать собственный сайт большим количеством ссылок на другие сайты не очень хорошо для собственного продвижения – часть вашего рейтинга будет неизбежно утекать к сайтам-партнерам.
3. Третий способ получения ссылок на свой сайт – самый трудоемкий, но и самый результативный – наполнение сайта уникальным контентом, на который многие люди будут ссылаться совершенно бесплатно, даже не задумываясь, что они оказывают вам услугу по продвижению сайта. Ссылки будут с разных сайтов - рейтинговых и не очень, но всегда только живых, созданных для людей, ведь помоечные сайты никогда не ссылаются безвозмездно. По этим ссылкам к вам на сайт будут приходить живые люди и часто таких переходов очень и очень много! Вы получите приток посетителей и высокий рейтинг поисковых систем – два огромных плюса в одном флаконе.
Кроме того, этот способ имеет еще один, но огромный, самый важный в продвижении сайта, ПЛЮС: сайты с большим количеством уникального и регулярно обновляемого контента высоко котируются и быстро индексируются поисковыми системами вне зависимости от того, сколько на них размещено ссылок извне.
Отсюда вывод: уникальный и регулярно обновляемый контент – самый важный инструмент для продвижения сайта, он может продвигать сайт без специальных мер и усилий. Примеры? Сайт, который вы читаете! Я не вложил в его продвижение ни копейки, при этом он стабильно находится в первой десятке всех поисковых систем по сотням поисковых запросов! Вот пара снимков со статистики сайта за сегодня. Слева поисковые запросы, по которым пришли на сайт, справа их место в поисковиках Google, Яндекс и Рамблер:
Конечно, этот сайт существует в некоммерческой нише, где почти нет конкуренции, в коммерческой это было бы практически невозможно. Но на основании своего достаточно большого опыта могу сказать: корпоративные сайты с большим количеством регулярно обновляемого контента продвигаются гораздо быстрее и эффективнее тех сайтов, где пять статичных разделов, не обновляемых годами.
Еще один вид продвижения сайта, имеющий буквально взрывную популярность в последние пару лет – продвижение в социальных сетях. Этот способ эффективен, но только в одном случае – если вы известный, популярный, раскрученный персонаж в этих самых сетях, имеете тысячи друзей, которые мало того, что у вас там есть, они вас знают и доверяют вам. Во всех остальных случаях вам придется приложить огромное количество усилий или вложить много денег, прежде чем этот вид продвижения начнет приносить вам живых посетителей сайта. Ведь социальные сети и блоги уже давно переполнены рекламой и никто просто так на нее не «клюет». Либо люди верят, что вы даете ссылки только на качественные, интересные ресурсы и переходят по вашей ссылке, либо вам надо иметь сотни аккаунтов, в которых разместить сотни ссылок.
По собственному опыту могу сказать, что имея более 7000 друзей в Твиттере, могу похвастаться не более, чем 10-15 посетителями, пришедшими по ссылке на мой сайт, которую я размещаю в своем аккаунте. Почти всегда это одни и те же люди – те, с которыми я общаюсь в Твиттере, комментирую их записи и они мне доверяют. Чтобы иметь 100 или 200 таких лояльных друзей в социальных сетях, нужно целые дни напролет сидеть в этих социальных сетях и завоевывать доверие. Овчинка, которая чаще всего не стоит выделки.
Исходя из этого, рекомендую вам относиться с известной долей критичности к слишком уж оптимистичным призывам раскручивать свой сайт с помощью социальных сетей или предложениям раскрутить его там быстро за небольшие деньги. Это не простая работа и если она стоит дешево, эффект будет слишком мал, чтобы на него возлагать какие-то надежды.
Ну а теперь обещанные рецепты продвижения сайта без финансовых затрат.
Чаще обновляйте свой сайт. Если он у вас корпоративный, все стабильно, события случаются редко и информации для обновления нет, создайте на сайте блог, в который ежедневно помещайте свои мысли, наблюдения, рассказы о событиях своей отрасли и т.п.
Можно сделать раздел «Новости», но не своей компании, коль скоро у вашей компании с новостями туго (да и кому они интересны кроме вас, откровенно говоря?), а новости опять же отрасли, в которой вы работаете, куда регулярно, не реже 2-3 раз в неделю, помещайте информацию, написанную своими словами – тот самый уникальный контент. Копирование информации с других сайтов не пойдет на пользу – только информация, написанная своими словами!
Старайтесь разместить как можно больше интересного широкой публике или хотя бы тем, кто работает в вашей области деятельности, уникального контента. Например, делая сайт для Интернет-магазина запчастей для автобусов, я создал на нем каталог автобусов, с фотографиями и описанием всех существующих моделей. Да, на это ушло много сил и времени, но этот каталог продвигает сайт лучше любого оптимизатора! Ведь ничего подобного в российском Интернете просто нет и сотни человек ежедневно – практически все, кто связан с ремонтом и обслуживанием автобусов, заходят на сайт и знают о нем. На третьем месяце своего существования сайт находится в первой десятке поисковиков по сотням специфических, редких запросов и это обеспечивает ему высокую посещаемость при том, что по основным, высоко конкурентным запросам он еще не вышел в топ. Для этого приходится вкладывать небольшие деньги и покупать ссылки, но значительно меньше, чем если бы на нем не было этого казалось бы не нужного сайту каталога – он ведь продает запчасти, а не сами автобусы.
Статейный маркетинг. Это инструмент, который обязательно упоминается в любом курсе Интернет-маркетинга. Не мудрено, ведь он очень эффективен и заключается в следующем: напишите несколько уникальных, высоко профессиональных статей по темам своего сайта и предложите их популярным Интернет-изданиям. Если статьи хороши, интересны и профессиональны, большинство из них разместит их у себя без оплаты, но зато с ссылкой на ваш сайт. Эти ссылки дорогого стоят: три-пять таких ссылок могут заменить тысячу ссылок, размещенных за деньги через ссылочные биржи – сайты солидных Интернет-изданий имеют высший рейтинг у поисковых систем.
Вот, пожалуй и все. Раскрутка в социальных сетях, ссылкообмен с другими сайтами, покупка ссылок на бирже за деньги могут быть дополнением к вышеперечисленным методам, но никогда не заменят их. В то же время, уникальный контент может двигать сайт без малейших усилий в этом направлении с вашей стороны.
Все было бы очень просто, если бы не было так сложно! И конечно же за все надо платить – не деньгами, так своим временем, напряжением мозговых извилин и творческим подходом. Но последнее, помимо экономии, может принести удовлетворение от самого процесса, а это, согласитесь, не так уж и плохо.