Сетевой этикет
1. Этикет при работе в глобальной сети Интернет
С увеличением числа людей, регулярно использующих сеть Интернет, темой электронных конференций пользователей всё чаще становится формирование норм поведения в глобальной сети - нетикета (netiquette, от английского net - "сеть" и французского etiquette - "этикет"). Обсуждение этих норм продолжается и по сей день, но уже появились некоторые основополагающие правила. Ниже изложены те из них, которые касаются общения между людьми по электронной почте.
- Если ваша система позволяет, всегда пишите персональное имя: оно является для вас лучшей "визитной карточкой", чем адрес e-mail.
- Не забывайте давать названия своим письмам.
- Старайтесь, чтобы длина вашего письма отвечала характеру беседы: если вы просто отвечаете на вопрос, делайте это кратко и по существу.
- Включайте в ваше послание отрывки письма, на которое отвечаете.
- Если можете, используйте подпись. Она должна идентифицировать вас и содержать данные об альтернативных каналах связи.
- Электронная почта - средство связи между людьми, и без правил вежливости здесь не обойтись. Если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой, не забудьте сказать "пожалуйста". В то же время, если кто-то помогает вам, никогда ни вредно сказать "спасибо". Это может показаться банальным, но вы будете удивлены тому, сколь многие люди являются образцами вежливости в реальной жизни и совершенно забывают о своих манерах в переписке по e-mail.
- Не ждите, что вам ответят немедленно. Тот факт, что вы в течение десяти минут не получили ответа на свой вопрос, вовсе не означает, что адресат вас игнорирует.
- Помните, что не существует надёжной почтовой системы. Не разумно помещать очень личную информацию в электронное письмо, если только вы не собираетесь закодировать его с помощью надёжной программы шифрования. Помните также об адресате. Вы не единственный человек, который пострадает в случае, если деликатное сообщение попадет в чужие руки.
И, наконец, несколько слов об электронном бизнес-этикете. Очень важным является следующее правило: если в вашей компании не принято звонить начальнику напрямую, то не следует посылать ему и электронных письем. И помните, что почта - это один из показателей вашего профессионализма.
2. Этикет при использовании локальных компьютерных сетей
Во многих организациях правила поведения пользователя в локальных сетях устанавливаются в форме инструкций или правил. Однако во многих компаниях их официально не существует, да и далеко не любая инструкция может охватить все вопросы этикета. В процессе развития локальных сетей сформировались следующие общие правила (хотя применение каждого из них зависит от технического оснащения сети):
- не передавайте никому своего имени и пароля для входа в сеть: любые действия, совершённые в сети под вашим именем, могут быть соотнесены непосредственно с вами;
- если вы оставляете компьютер более чем на 10 минут, перед уходом завершите выполнение всех программ с сетевой поддержкой (или связанных с обменом данными по сети). Если этого невозможно сделать в силу объективных обстоятельств, то предупредите об этом вашего сетевого администратора;
- старайтесь без необходимости не запускать одновременно несколько программ с сетевой поддержкой;
- прежде чем начать перемещение большого объёма данных с другого компьютера на свой или со своего на другой компьютер в сети, оцените необходимость этого действия и возможность разбиения данных на отдельные меньшие по объёму пакеты. Только в случае невозможности решения вопроса указанным образом прибегайте к перемещению всех данных;
- при наличии у вашего компьютера своего жёсткого диска отдавайте предпочтение сохранению данных именно на нём, а не на дисках общего пользования (если таковым не является диск вашего компьютера и если это правило не противоречит решаемой задаче);
- пользуясь общим (системным) почтовым ящиком, старайтесь избегать помещать туда очень большие сообщения;
- перед установкой на ваш компьютер нового программного обеспечения с сетевой поддержкой или с возможным коллективным использованием проконсультируйтесь с сетевым администратором и проверьте устанавливаемое программное обеспечение на лицензионную чистоту и незаражённость вирусами;
- следите за тем, чтобы работающие у вас программы не
наносили вред каким-либо общим (сетевым) ресурсам или ресурсам других
пользователей сети.
Компьютер и Windows