История Всемирной Паутины Интернет

Возникновение интернета

История Всемирной Паутины Интернет

Четвертого октября 1957 года произошло событие, которое предстояло изменить мир. Советский Союз успешно запустил первый искусственный спутник на орбиту Земли. Спутник-1 шокировал мир, в особенности США, у которых в разработке была собственная программа запуска спутников, но она еще не стартовала.

Это событие напрямую привело к созданию Агентства передовых исследовательских проектов Министерства обороны США — DARPA (Department of Defence ARPA – Advanced Research Projects Agency). На организацию возложили задачу исследований и разработки передовых идей и технологий, которые выходят за рамки текущих потребностей. Создание Интернета стало по всей видимости самым известным проектом этого Агентства (и совершенно точно самым используемым).

В 1960 году психолог и ученый в области компьютерных технологий Джозеф Ликлайдер (Joseph Licklider) опубликовал работу «Симбиоз компьютера и человека» (Man-Computer Symbiosis), в которой отчетливо выражена идея компьютеров, объединенных в сеть и использующихся для хранения и извлечения информации. В 1962 году Ликлайдер, возглавляя отдел обработки информации в ARPA, сформировал группу для дальнейших компьютерных исследований, которую покинул прежде, чем была сделана работа по реализации идей.

План создания компьютерной сети (получившей название ARPANET) был представлен в октябре 1967-го. А уже в декабре 1969 была создана и заработала первая компьютерная сеть, состоявшая из 4 машин. Основной проблемой в создании сети было объединение физически разделенных сетей без связки сетевых ресурсов постоянными соединениями. Техника, которая решила проблему, получила название Коммутация пакетов (packet switching). Это решение предусматривает разбиение запросов данных на маленькие части (пакеты), которые могут быстро обрабатываться без блокирования с другими узлами сети. Данный принцип до сих пор используется в работе Интернета.

Концепция получила широкое применение. Другие сети зарождались, используя ту же самую технику коммутации пакетов. Например, X.25, разработанная Международным телекоммуникационным союзом, стала основной для первой университетской сети Великобритании — JANET (сеть позволяла британским университетам отправлять и принимать файлы и электронную почту). Американская общественная сеть CompuServe позволяла небольшим компаниям и гражданам получать повременно доступ к компьютерным ресурсам, а затем и к Интернету. Эти сети, несмотря на наличие большого числа соединений, были более частными и закрытыми, чем Интернет сегодня.

Распространение различных сетевых протоколов вскоре стало проблемой, когда начались попытки соединить разрозненные сети. Тем не менее, решение было на виду. Роберт Кан (Robert Kahn) работая над проектом спутниковой пакетной сети для ARPA, начал определять ряд правил для более открытой сетевой архитектуры, которая должна была заменить текущий протокол, использовавшийся в ARPANET. Позднее к нему присоединился Винтон Серф из Стэнфордского университета. Вдвоем они создали систему, которая маскирует различия между сетевыми протоколами, используя новый стандарт. В публикации черновика спецификации в декабре 1974 система названа как Internet Transmission Control Program (Программа контроля передачи данных в Интернете).

Эта спецификация уменьшила роль сети и перенесла ответственность за поддержание целостности передачи данных на компьютер хоста. В конечном счете стало возможным легкое присоединение всех сетей друг к другу. ARPA профинансировало разработку программного обеспечения, и в 1977 году была проведена успешная демонстрация трех различных сетей, которые взаимодействовали друг с другом. Спецификацию завершили, опубликовали и приняли к 1981 году; в 1982 году соединения ARPANET за пределами США были переведены на использование нового протокола TCP/IP. Так появился Интернет, который мы знаем.

Создание Всемирной паутины

В начале 90-х существовала система поиска и передачи информации — Gopher. Она предоставляла каталог ссылок на файлы, компьютерные ресурсы и другие каталоги. Эти каталоги могли пересекать границы компьютера и использовать Интернет для получения каталогов из других систем. Gopher был очень популярен в университетах, которые искали возможность предоставить информацию по всему студенческому городку, и в крупных организациях, где требовалось решение для централизованного хранения и управления информацией.

Gopher был создан в Университете Миннесоты. В феврале 1993 года Университет объявил, что начнет взимать лицензионные отчисления за право использования их реализации сервера Gopher. Как следствие, многие организации занялись поиском альтернативы.

История Всемирной Паутины Интернет

У расположенной в Швейцарии Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN, ЦЕРН) такая альтернатива была. Тим Бернерс-Ли работал над системой управления информацией, в которой текст может содержать ссылки и отсылки к другим работам, позволяя читателю быстро перескакивать с документа на документ. Он создал сервер для публикации такого типа документов (которые называют гипертекстом), а также программу для их чтения, которую назвал «WorldWideWeb» («Всемирная паутина»). Первая версия программного обеспечения была выпущена в 1991 году, однако потребовались два события, которые привели к взрыву популярности и окончательной замене Gopher.

13 апреля 1993 года ЦЕРН выпустил исходный код WorldWideWeb в общественное достояние, что означало, что каждый может его использовать и создавать на его основе программное обеспечение без лицензионных отчислений.

Затем, позднее в этом же году, Национальный центр прикладных систем для суперкомпьютеров (National Center for Supercomputing Applications) выпустил программу Mosaic, которая объединяла веб-браузер и Gopher-клиент. Изначально приложение было доступно только для машин под управлением ОС Unix и в форме исходного кода, но уже в декабре 1993 Mosaic поставлялся с установщиками (инсталляторами) для ОС Apple Macintosh и Microsoft Windows. Mosaic очень быстро становился популярным, а вместе с ним и Веб.

Быстро расло и число веб-браузеров. Многие из них создавались в рамках исследовательских проектов в университетах и корпорациях. Например, норвежская телекомуникационная компания Telenor создала первую версию браузера в 1994 году.

Браузерные войны

Популяризация Веба повлекла за собой коммерческие интересы. Марк Андриссен (Marc Andreessen) покинул NCSA и вместе с Джимом Кларком основал Mosaic Communications. Позднее компания была переименована в Netscape Communications Corporation. Одним из результатов ее работы стало появление браузера Netscape Navigator. Первая версия приложения была представлена в декабре 1994 года.

Компания Spyglass Inc. (коммерческое крыло NCSA) лицензировала корпорации Microsoft технологию Mosaic, которая послужила основой для Internet Explorer. Первая версия этого браузера вышла в августе 1995-го.

Последовало острое соперничество: Netscape и Microsoft, чтобы привлечь разработчиков, стремились получить конкурентное превосходство в области поддерживаемых возможностей. Это явление стало известным как «браузерные войны». Opera в это время поддерживала небольшую, но стабильную долю, старалась вводить новшества и поддерживать веб-стандарты, насколько это было тогда возможно.

Пришествие веб-стандартов

Во время браузерных войн Microsoft и Netscape сфокусировались на внедрении все новых возможностей, вместо того, чтобы исправлять проблемы в уже поддерживаемой функциональности. Компании добавляли проприетарные (запатентованные) особенности, а также предлагали новые возможности, которые напрямую конкурировали с функциональностью конкурирующих браузеров. При этом они внедрялись несовместимым путем.

Разработчикам в это время приходилось иметь дело с увеличившейся запутанностью, когда они пытались создавать сайты. Одно время они создавали фактически две различные версии сайта для двух главных браузеров, в другое — выбирали поддержку только одного, блокируя доступ к сайту с других браузеров. Это был ужасающий способ работы. Негативная реакция со стороны разработчиков была неизбежна.

Формирование W3C

В 1994 году Тим Бернерс-Ли, заручившись поддержкой ЦЕРН, DARPA (новое имя, которое получила ARPA) и Европейской комиссии, основал в Массачусетском технологическом институте Консорциум Всемирной паутины (W3C). Видение W3C заключалось в том, чтобы стандартизировать протоколы и технологии, которые используются для создания Веба, что, в свою очередь, позволило бы сделать контент (содержание) максимально доступным для жителей всего мира.

В течение следующих нескольких лет W3C опубликовал ряд спецификаций (называемых «рекомендациями»), включая HTML 4.0, формат картинок PNG, и версии каскадных стилевых таблиц CSS1 и CSS2.

Тем не менее, W3C не принуждало к следованию рекомендаций (и не делает этого до сих пор). Производители должны соответствовать документам W3C только если они хотят отмечать свои продукты, как совместимые с W3C. На практике это не было коммерческим аргументом, т.к. почти все пользователи интернета не знали и, вероятно, даже не интересовались, что такое W3C (это до сих пор верно в значительной степени). В результате браузерные войны 90-х продолжались без ослабления.

Проект «Веб-стандарты»

В 1998 году на рынке браузеров доминировали Internet Explorer 4 и Netscape Navigator 4. Вышла бета-версия Internet Explorer 5, в которой был реализован новый, собственный динамический HTML. Это означало, что профессиональным разработчикам требовалось знать пять различных способов написания сценариев javascript.

В результате, профессиональные разработчики и дизайнеры решили объединиться. Эта группа назвала себя «Проект Веб-стандарты» (Web Standards Project, сокращенно WaSP). Идея заключалась в том, что если называть документы W3C стандартами, а не рекомендациями, возможно удастся убедить Microsoft и Netscape их поддерживать.

Ранним методом распространения призыва к действию было использование традиционной рекламной техники, которая называется roadblock (контрольно-пропускной пункт). Это когда компания размещает рекламу по всем каналам сразу, так что неважно, как зритель переключает каналы, — все увидят одно и тоже сообщение. WaSP публиковали статью одновременно на нескольких сайтах, посвященных веб-разработке, включая builder.com, Wired online и некоторые популярные листы рассылки.

Другая техника, использовавшаяся WaSP, — это высмеивание компаний, которые вовлечены в работу W3C (и других организаций по стандартам), но при этом нацелены на создание новых, зачастую своекорыстных возможностей и особенностей в своих продуктах, вместо того, чтобы обеспечить базовую поддержку уже существующих стандартов (список таких компаний, выпускающих браузеры, мы называть здесь не будем). Это не значит, что WaSP высмеивали W3C, скорее они высмеивали компании, которые сначала стали участниками W3C, а затем плохо себя вели.

В W3C немного сотрудников, которые работают полный рабочий день. Большая часть людей, которые работают над стандартами — это добровольцы, волонтеры из компаний-участников W3C (например, если говорить о крупных – это Microsoft, Opera, Mozilla, Apple, Google, IBM, Adobe)

Все это звучит несколько негативно, но WaSP не просто критиковали людей, — они также и помогали. Семь участников сформировали группу CSS Samurai, которая определила 10 главных проблем поддержки CSS в Opera и других браузерах (Opera исправила эти проблема, а другие разработчики — нет).

Рост значения веб-стандартов

В 2000 году Microsoft выпустила Internet Explorer 5 для Macintosh. Это была очень важная веха. IE был браузером по умолчанию в Mac OS и обеспечивал также сносный уровень поддержки рекомендаций W3C. На ряду с приемлемым уровнем поддержки CSS и HTML браузером Opera это дало толчок позитивному движению, когда веб-разработчики и дизайнеры впервые смогли спокойно создавать веб-сайты, используя веб-стандарты.

WaSP убеждал Netscape отсрочить выход 5-й версии браузера Netscape Navigator до тех пор, пока он не станет лучше соответствовать рекомендациям W3C (эта работа стала основой для того, что теперь известно как Mozilla Firefox, очень популярный браузер). WaSP также создали Dreamweaver Task Force, чтобы убедить корпорацию Macromedia изменить их инструмент редактирования веб-документов и поддержать создание сайтов, совместимых с рекомендациями W3C.

Популярный сайт A List Apart, посвященный веб-разработке в начале 2001 года претерпел редизайн. В статье, в которой рассказывалось как и почему, утверждалось:

В течение 6 месяцев, года или максимум двух лет все сайты будут созданы с учетом этих стандартов… Вы можете либо наблюдать, как устаревают ваши навыки, либо начать изучение техник на основе стандартов прямо сейчас.

Это было несколько оптимистичное заявление, даже в 2008 году не все сайты создаются в соответствии с веб-стандартами. Но многие люди прислушались. Старые браузеры теряли рыночную долю, и два высоко классных сайта сделали редизайн с учетом веб-стандартов: журнал Wired в 2002 и ESPN в 2003 стали лидерами в области поддержки веб-стандартов и новых техник.

В том же 2003-м году Дейв Ши (Dave Shea) запустил сайт, который называется CSS Zen Garden. Это событие оказало ни с чем не сравнимое воздействие на веб-профессионалов. Сайт наглядно демонстрирует, как можно полностью переделать дизайн, изменив лишь стиль страницы (содержание может остаться идентичным).

С этого времени в профессиональном сообществе веб-разработчиков правилом хорошего тона стало следование веб-стандартам. В этой серии статей мы расскажем о техниках, на основе которых вы сможете создавать сайты такие же чистые, семантические, доступные и соответствующие стандартам, как и у крупных компаний.

Резюме

В этой статье мы рассмотрели как в результате космической гонки был создан Интернет; как Тим Бернерс-Ли определил гипертекст для целого поколения и как коммерческие интересы двух компаний стали причиной для одной из наиболее заметной конкуренций разработчиков. Термин «Веб-стандарты» теперь используется веб-профессионалами чаще, чем любой другой, применяемый W3C (на самом деле, W3C даже стал использовать этот термин в своих собственных документах). То, чему мы собираемся научить вас, — это создание сайтов в соответствии со стандартами.

Упражнения

Вы возможно захотите провести дополнительное исследование, ответив на эти вопросы:

Об авторе

Марк Норман Фрэнсис работает с Интернетом еще до того, как Сеть была изобретена. На своей последней работе в Yahoo! он занимал должность архитектора клиентской части (Front End Architect) самого большого сайта в мире, определяя лучшие практики, стандарты кодинга и качество внутренней веб-разработки.

До Yahoo! он работал в Formula One Management, Purple Interactive и City University на различных должностях, включая веб-разработку, серверное программирование CGI, архитектуру систем. Он старается вести блог по адресу http://marknormanfrancis.com/.

Компьютер и Windows