Структура визуального плана состоит из подцелей, формулированных проблем, направлений деятельности, расчленение громоздких задач на более мелкие. Подцели следует выделять среди поставленных задач. И одни и другие направлены в сторону генеральной точки основания дерева. Но отличия все, же присутствуют. Задачи это проложенный путь в конце, которого главная цель. Подцель это небольшие достижения на этом пути, которые представляют собой, целую систему вознаграждений и мотиваций. Метафорично в нашем дереве задачи представляют собой листья, а подцели – плоды. Поэтому предприятию важно провести тщательный анализ в процессе постройки визуального пути достижения цели в виде дерева. Нельзя включать в структуру этого схематического рисунка свои желания и мечты. Они только затуманят общую иерархию. Метод построения дерева целей относят к общенаучным. Эта методика применима даже на государственном уровне. Чем ниже от вершины (генеральной цели) расположена та или иная цель, тем локальнее ее характер. Именно с реализации подцелей самых нижних уровней начинается путь к ключевой вершине дерева.
Все преимущества в дереве целей заключаются в его визуализации путей достижения главной цели. Составитель четко видит все противоречия и нестыковки на предприятии в поставленных промежуточных целях и задачах. Примером такого рисунка-схемы может стать трехуровневая схема, верхним уровнем которой (четвертым) станет генеральная цель. На трех нижних уровнях размещают «подцели»: от менее важной - до более важной. А на первом уровне будет разделение на структурные звенья самого предприятия: маркетинг, производственный отдел, кадровое обеспечение, финансирование. Таким образом, в процесс достижения общей задачи включается все предприятие. Такой подход очень тесно связан с бизнес планированием и эффективно работает в паре с бизнес-планом. В каждом уровне дерева распределяются ветки параметров задач, формирующие структуру своего же уровня. На маркетинговом уровне, к примеру, можно задекларировать увеличение доли рынка, рекламы и пиара, возможные покупки компаний этой сферы, а также расширение ассортимента продукции. На производственном уровне можно записать снижение издержек путем покупки нового оборудования, автоматизации и оптимизации транспортных расходов. Еще одним пунктом во втором разделе предлагается утвердить переход на новые технологии. Что касается третьего параграфа первого уровня дерева целей, то здесь важно акцентировать внимание на повышении квалификации персонала, его обучении, разработке технологии подбора и кадровой адаптации к условиям предприятия. Еще возможен пункт децентрализации управления персоналом и организации занятий и семинаров для управленцев. Этот раздел можно расширить введением мотивации, которая имеет такие подцели: система бонусов и премий, изменение в оплате труда. Разберем последний раздел более детально. В него включено:
Ранжирование подцелей и задач в процессе визуализации достижения генеральной точки очень хорошо развивает реальное видение ситуации и возможностей предприятия, бизнес-плана или инвестиционного проекта. Раскрываются все препятствия и скрытые расходы. Так же помогает спланировать реальный бюджет целевого проекта.