Модель Жозефа Бертрана нацелена на олигополистические рынки, в которых необходимо каждому конкурирующему предприятию постоянно контролировать ценовую политику одной и той же продукции. Чтобы предвидеть истинную цену товара на рынке, необходимо правильно предположить относительную реакцию каждого предприятия при установке той или иной цены. Модель Бертрана носит стратегический характер, который препятствует ценовой войне конкурентов производимых один и тот же продукт. Постоянное демпингование цен (искусственное снижение цен [dumping – сброс]) – не выгодно ни одному из участников рынка. С помощью модели Бертрана доказано, что существует только одна цена, которая будет приносить максимальную прибыль каждому предприятию находящиеся в единой товарной нише. На рисунке цены двух фирм-конкурентов приведены в виде так называемой кривой реакции. Каждая кривая указывает на лучшую цену одной фирмы при заданной цене конкурента. Например, предприятие 1 единственное, которое предлагает на своем рынке уникальный продукт. Со временем на рынок выходит предприятие 2 и объявляет ценовую войну, предлагая потребителю более низкую цену. Данная стратегия приводит к снижению цен практически до уровня себестоимости продукции. На рисунке видно, где конкурирующие фирмы постепенно снижают цены (по точкам A, B, C, D) на свой продукт до уровня пересечения кривых (точка S) на пороге себестоимости. Поэтому конкурентам нужна оптимальная стратегия.
Точка пересечения кривых на уровне себестоимости в модели называется Парадокс Бертрана – ситуация, когда два конкурента не могут сменить цену в любом направлении и работают в нулевую прибыль. Если продолжать искусственно снижать стоимость товаров обе фирмы будут нести убытки. Если одна из фирм повысит свою ценовую политику, она теряет весь спрос и теряет рынок, оставляя вторую фирму работать в условиях полной монополии, которая установит высокую равновесную цену спросу и предложению. В этой модели она называется монопольная цена. На рисунке она обозначена пересечением пунктирных линий на уровне 150$. Таким образом, модель Бертрана наглядным примером показывает нам, что существует только одна цена, которую может устанавливать рынок. Поэтому в дуополии двум предприятиям следует работать кооперативно, установив одинаковые цены на уровне наилучшего спроса, чтобы избежать «парадокса». Данная теория достаточно справедливая, хотя на практике проявились определенные недостатки.
Первый недостаток практически выявлен с появлением новых участников рынка в условиях динамической конкуренции. Замечено что с каждым новым участником монопольная цена модели Бертрана смещается в точку парадокса. Вторым недостатком считается несимметричность уровня себестоимости конкурирующих предприятий. Фирмы с более низкими уровнями себестоимости продукции (например, при внедрении высоких технологий в процесс производства), могли устанавливать свои ценники ниже точки парадокса других фирм. Таким образом, с помощью применения инноваций в производстве и демпинговой цены предприятия получали весь спрос рынка. Данное явление формулируется как «Предельное ценообразование». Третий фактор не предусмотрен моделью – ограничение в производственных мощностях. Некоторые фирмы не имеют возможности удовлетворить спрос целого рынка. Так же возможен вариант обратного смещения точки монопольной цены в сторону возрастания. Такое явление может спровоцировать желание получать большую прибыль за большую цену. В недостатках выявлена простота модели, которая имеет существенное количество допусков, что в свою очередь отдаляет ее от совершенства.
В изучении внутренней экономики рассматриваются возможные решения проблем в формировании структуры рынка. Предметом изучения в данной статье выступает Модель Бертрана с кооперативным подходом в отношениях конкурентов. Это одна из моделей, на которой можно проследить экономические отношения между субъектами олигополистического (рынок несовершенной конкуренции с малым количеством продавцов) и дуополистического (рынок на котором участвуют только два продавца) рынка. Влияние отношений субъектов на ценообразование, спрос и предложение продукции. Цель статьи рассмотреть модельную особенность в современном деловом мире. Современные экономисты выделяют два вида конкуренции: совершенную и несовершенную. Разница в этих двух видах довольно существенная. Совершенная конкуренция – это идеализированная модель рыночной структуры соответствующая всем экономическим правилам. Несовершенный вид конкуренции – это реальная модель структуры рыночной среды. Первый вид устанавливает правила, второму приходиться работать по этим правилам со всеми недостатками периодически выявляя их на практике. Медленный экономический рост с постоянным падением на товары отечественного производителя ведет все более активную конкурентную борьбу. Со временем выделяются ссыльные игроки с увеличенной возможностью влияния на внутренний рынок. В таких условиях особенно нужны свежие решения, чтобы демополизировать активных рыночных участников и развивать добросовестную конкуренцию.