Точка пересечения кривых на уровне себестоимости в модели называется Парадокс Бертрана – ситуация, когда два конкурента не могут сменить цену в любом направлении и работают в нулевую прибыль. Если продолжать искусственно снижать стоимость товаров обе фирмы будут нести убытки. Если одна из фирм повысит свою ценовую политику, она теряет весь спрос и теряет рынок, оставляя вторую фирму работать в условиях полной монополии, которая установит высокую равновесную цену спросу и предложению. В этой модели она называется монопольная цена. На рисунке она обозначена пересечением пунктирных линий на уровне 150$. Таким образом, модель Бертрана наглядным примером показывает нам, что существует только одна цена, которую может устанавливать рынок. Поэтому в дуополии двум предприятиям следует работать кооперативно, установив одинаковые цены на уровне наилучшего спроса, чтобы избежать «парадокса». Данная теория достаточно справедливая, хотя на практике проявились определенные недостатки.
Первый недостаток практически выявлен с появлением новых участников рынка в условиях динамической конкуренции. Замечено что с каждым новым участником монопольная цена модели Бертрана смещается в точку парадокса. Вторым недостатком считается несимметричность уровня себестоимости конкурирующих предприятий. Фирмы с более низкими уровнями себестоимости продукции (например, при внедрении высоких технологий в процесс производства), могли устанавливать свои ценники ниже точки парадокса других фирм. Таким образом, с помощью применения инноваций в производстве и демпинговой цены предприятия получали весь спрос рынка. Данное явление формулируется как «Предельное ценообразование». Третий фактор не предусмотрен моделью – ограничение в производственных мощностях. Некоторые фирмы не имеют возможности удовлетворить спрос целого рынка. Так же возможен вариант обратного смещения точки монопольной цены в сторону возрастания. Такое явление может спровоцировать желание получать большую прибыль за большую цену. В недостатках выявлена простота модели, которая имеет существенное количество допусков, что в свою очередь отдаляет ее от совершенства.
В изучении внутренней экономики рассматриваются возможные решения проблем в формировании структуры рынка. Предметом изучения в данной статье выступает Модель Бертрана с кооперативным подходом в отношениях конкурентов. Это одна из моделей, на которой можно проследить экономические отношения между субъектами олигополистического (рынок несовершенной конкуренции с малым количеством продавцов) и дуополистического (рынок на котором участвуют только два продавца) рынка. Влияние отношений субъектов на ценообразование, спрос и предложение продукции. Цель статьи рассмотреть модельную особенность в современном деловом мире. Современные экономисты выделяют два вида конкуренции: совершенную и несовершенную. Разница в этих двух видах довольно существенная. Совершенная конкуренция – это идеализированная модель рыночной структуры соответствующая всем экономическим правилам. Несовершенный вид конкуренции – это реальная модель структуры рыночной среды. Первый вид устанавливает правила, второму приходиться работать по этим правилам со всеми недостатками периодически выявляя их на практике. Медленный экономический рост с постоянным падением на товары отечественного производителя ведет все более активную конкурентную борьбу. Со временем выделяются ссыльные игроки с увеличенной возможностью влияния на внутренний рынок. В таких условиях особенно нужны свежие решения, чтобы демополизировать активных рыночных участников и развивать добросовестную конкуренцию.