Информация о профессиях, специальностях и работе для людей с ограниченными возможностями. Карьерный рост.
История профессии бизнес-тренера уходит корнями в далёкое прошлое. Учителя и наставники всегда пользовались большим уважением в обществе. Из книг, наблюдений, собственного опыта они черпали знания и передавали их другим людям.
Профессия бизнес-тренера вошла в нашу жизнь около 15 лет назад с развитием рыночной экономики.
Бизнес-тренер - это преподаватель, но необычный. Он преподает то, чему не учат в вузах, а его ученики, как правило, уже имеют высшее образование и профессию. Бизнес-тренер создает возможности для формирования в течение нескольких дней у участников необходимых для работы навыков с помощью тренингов.
В своей работе бизнес-тренер использует различные методы и приемы: дидактические, помогающие повысить качество усвоения знаний и навыков участниками; коммуникативные, с помощью которых тренер организует взаимодействие с группой и управляет групповыми процессами; и лидерские, которые позволяют организовать и обеспечить оптимальный тренинговый процесс. Эффективный тренинг позволяет существенно повысить производительность и качество работы персонала. Поэтому бизнес-тренинги в настоящее время пользуются высоким спросом на рынке кадровых услуг.
Профессия бизнес-тренера по предмету труда относится к типу «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми.
Дополнительный тип профессии - «Человек – Знак», поскольку бизнес-тренер работает со знаковой информацией (цифрами, формулами, текстами, таблицами, схемами).
По характеру труда профессия бизнес-тренера относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, связанную с планированием, анализом, контролем, организацией, управлением, принятием нестандартных решений. Она предъявляет высокие требования к эрудиции специалиста, к гибкости и оригинальности его мышления.
Бизнес-тренер – это специалист по интерактивному обучению деловым навыкам.
Бизнес-тренер разрабатывает и ведет различные виды бизнес-тренингов на основе запросов и анализа проблем компаний-заказчиков. Помимо корпоративных, бизнес-тренер может проводить открытые тренинги, в которых могут участвовать представители разных компаний.
В соответствии с современными требованиями рынка труда к содержанию деятельности бизнес-тренера следует отнести:
разработку программ и проведение бизнес-тренингов: делового общения, переговоров, презентаций, продаж, командообразования, постановки и решения проблем, мотивации и пр.;
проведение корпоративных или открытых бизнес-тренингов;
разработку и адаптацию готовых программ для обучения персонала в компании;
разработку справочно-методических раздаточных материалов для участников по теме тренингов;
анализ деятельности персонала, подготовку предложений по обучению и развитию персонала (в групповом и индивидуальном формате);
оценку эффективности обучения;
посттренинговое сопровождение участников.
Бизнес тренер должен знать:
основы рыночной экономики и предпринимательства;
теорию и практику менеджмента;
основные принципы организации управления персоналом;
методы разработки программ и сценариев тренингов;
активизирующие и другие методы в обучении;
методики оценки персонала по компетенциям и профессиональным навыкам и др.
Бизнес тренер должен уметь:
разрабатывать тренинговые программы;
выявлять потребности в обучении;
составлять планы обучения персонала;
вести отчетность об обучении;
проводить тренинги;
устанавливать доверительные отношения с аудиторией;
управлять обучающим процессом, отслеживать групповую динамику и т.д.;
демонстрировать навыки эффективной коммуникации;
демонстировать навыки эффективной самопрезентации;
ясно и четко формулировать свои мысли;
поощрять обсуждение и диалог;
поощрять активность участников занятий;
использовать и сочетать различные способы (мини-лекции, дискуссии, кейсы, письменные упражнения) и инструменты обучения (видеосюжеты, современные деловые игры);
пользоваться оргтехникой: ПК, проектором, видеомагнитофоном, видеокамерой, интерактивной доской и пр.;
наблюдать за участниками и оценивать их успехи в освоении материала;
использовать методики проведения очных тренингов, в том числе для больших аудиторий;
использовать методики проведения дистанционного обучения (вебинары, скайп-сессии, видео конференц-связь);
использовать методики разработки и проведения посттренинговых мероприятий, оценки эффективности обучения.
Профессия бизнес-тренера подходит для людей с незначительными зрительными отклонениями, так как его основная деятельность связана с наблюдением и активным взаимодействием с аудиторией.
Профессионально важными качествами бизнес-тренера являются:
общительность, склонность к работе с людьми;
наблюдательность, социальный интеллект;
проницательность в оценке людей и их взаимоотношений;
высокий уровень умственной активности, гибкость мышления;
развитое вербальное (словесное) и абстрактно-логическое мышление;
открытость новому, инициативность;
высокий уровень педагогического мастерства;
четкая дикция, поставленный голос;
умение транслировать эмоциональную вовлеченность;
коммуникативные способности;
творческое мышление;
лидерские качества;
эмоциональная устойчивость.
Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями зрения должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности).
В зависимости от степени сохранности зрительных функций определяется возможность организации трудового процесса. Освещенность на рабочих местах инвалидов с патологией глаз должна устанавливаться индивидуально с учетом нозологической формы заболевания, путем устройства комбинированного освещения. Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня. Одиночные рабочие места для лиц с незначительными нарушениями зрения должны быть обеспечены средствами связи и экстренного оповещения.
Чаще всего, бизнес-тренеры работают в помещении: актовых залах, классах, учебных комнатах, в офисных центрах. Качество помещения влияет как на удовлетворенность клиентов тренингом, так и на работоспособность тренера. Рабочее место тренера должно быть обустроено персональным компьютером, интерактивной доской и указкой, а также проектором для демонстрации тематических слайдов.
Работа специалиста может быть штатной и временной. Тренер может вести тренинги краткосрочные (от часа до нескольких часов), однодневные (от 6 до 8 часов), или многодневные (2-3 или более дней подряд). В зависимости от условий работы специалиста, оплата за работу осуществляется либо ежемесячно, либо возможна повременная оплата за час или курс обучения.
Обычно бизнес-тренеры придерживаются официально-делового стиля одежды. Командировки в работе тренера могут быть как в пределах города, так и по всей стране или даже за рубежом (где находятся филиалы компании – заказчика тренинга).
Медицинские ограничения для работы бизнес-тренером:
травматические повреждения головного мозга;
тяжелые заболевания опорно-двигательной системы, выраженные ДЦП;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
умственная отсталость;
эпилепсия;
полная потеря зрения;
дефекты слуха;
вирусоносительство;
выраженные дефекты речи;
расстройство памяти;
наличие зависимостей (алкогольной, наркотической).
Незначительные нарушения зрения не являются противопоказаниями для профессии бизнес-тренера.
На Западе, как правило, бизнес-тренер имеет базовое бизнес-образование, в России бизнес-тренеры - специалисты из различных областей (психология, экономика, педагогика, философия и т.д.), прошедшие дополнительное обучение по специальной программе (тренинг тренеров).
На сегодняшний день во многих профессиональных образовательных учреждениях не оборудованы учебные места для незрячих студентов из-за отсутствия дорогостоящей тифлотехники.
Тем не менее, инвалиды могут получить знания в образовательных учреждениях на общих основаниях. Для обучения в вузе или колледже студенту с нарушением зрения необходимы диктофон или ноутбук. Диктофон позволяет записывать лекции, а ноутбук – их конспектировать. Работать на компьютере можно с помощью специальных звуковых программ, которые читают текст с экрана. Таким образом, незрячему студенту необходимо лишь хорошо изучить клавиатуру – и доступ в мир информации будет открыт.
В городе Москве знания по смежным профессиям инвалидам по зрению могут предоставить:
Московский Реабилитационный центр для инвалидов (техникум) (специальность: экономика);
Центр «Специалист» при МГТУ им. Баумана;
Бизнес-колледж экономики и менеджмента;
Колледж предпринимательства №15;
Строительный колледж №46;
Московский финансовый колледж;
Банковский колледж №45;
Колледж международной академии бизнеса и управления;
Коммерческо-банковский колледж и др.;
Государственный Университет - Высшая Школа Экономики (ГУ-ВШЭ);
Московский институт международного бизнеса (МИМБ);
Международная академия бизнеса (МАБ);
Институт менеджмента и бизнеса (ИМБ) и многие другие.
Головным федеральным центром по обучению инвалидов, имеющих нарушения зрения, является Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.
Также обучение по смежным специальностям осуществляют:
Владимирский государственный университет;
Воронежский Институт менеджмента, маркетинга и финансов (ИММиФ) (дистанционные формы организации обучения для инвалидов по зрению);
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;
Челябинский государственный университет;
Красноярский государственный торгово-экономический институт;
Татарский институт содействия бизнесу (г. Казань);
Амурский государственный университет (г. Благовещенск);
Кубанский государственный университет (г. Краснодар);
Кунгурский техникум-интернат (специальности: экономика, бухгалтерский учет и контроль, банковское дело);
Михайловский экономический колледж-интернат (специальности: экономика и бухгалтерский учет, менеджмент);
Оренбургский техникум-интернат (специальности: экономика, бухгалтерский учет и контроль, менеджмент, финансы);
Кинешминский технологический техникум;
Санкт–Петербургское государственное специальное профессиональное учреждение для инвалидов;
Старорусский муниципальный социальный колледж.
Бизнес-тренер может осуществлять свою деятельность внутри компании, работать в тренинговой или консалтинговой компании с внешними компаниями-заказчиками, а также выполнять заказы компаний в качестве свободного тренера (freelancer) на контрактной основе.
В услугах бизнес-тренера нуждаются:
организации, предоставляющие услуги в области бизнес-обучения;
крупные торговые компании и организации;
маркетинговые компании;
фармацевтические компании;
банки;
рекрутинговые организации;
агропромышленные холдинги;
девелоперские компании;
брокерские и консалтинговые компании;
операторы мобильной связи;
центры изучения иностранных языков;
финансовые компании и холдинги;
страховые компании;
аудиторские компании;
ювелирные, нефтяные, угольные, газовые компании.
Профессиональный путь бизнес-тренера будет успешным для тех, кто стремится повышать свой профессиональный уровень, изучать новые методики и современные подходы к бизнес-обучению.