Информация о профессиях, специальностях и работе для людей с ограниченными возможностями. Карьерный рост.
Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора, сценариста, режиссера. Музыкальные руководители, как правило, работают в детских дошкольных учреждениях. Они несут музыкальную культуру подрастающему поколению, создают колыбель искусств, в которой творят сами и учат ребенка творить свободно и красиво.
Профессия музыкального руководителя относится к типу «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с детьми.
Дополнительный тип профессии: «Человек – Художественный образ», так как она связана с творческой деятельностью, воспроизведением и созданием художественных образов с помощью музыкальных средств.
По характеру труда профессия музыкального руководителя относится к классу эвристических (творческих), она связана с планированием, анализом, организацией, управлением, принятием нестандартных решений.
Музыкальный руководитель – это специалист, осуществляющий развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, формирование их эстетического вкуса, а также определяющий направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В своей профессиональной деятельности, музыкальный руководитель:
осуществляет музыкальное воспитание и эстетическое развитие воспитанников в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду;
организует и проводит музыкальные занятия, детские праздники, литературно-музыкальные утренники, вечера досуга в соответствии с графиком;
ведет индивидуальную работу с детьми, выявляет музыкально одаренных детей, проводит индивидуальную работу с ними в группе;
участвует в организации утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных досугов и развлечений;
принимает участие в организации игровой деятельности детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические игры с пением, театрализованные игры, музыкально-ритмические игры;
консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье;
2-3 раза в год проводит уровневую оценку музыкального развития каждого ребенка, используя диагностическую методику по своему выбору.
Музыкальный руководитель должен знать:
основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»);
возрастную педагогику, психологию, физиологию, анатомию;
методики музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей дошкольного возраста;
музыкальные произведения детского репертуара.
Музыкальный руководитель должен уметь:
< ul>профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте;
разрабатывать авторскую обоснованную программу музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
творчески использовать передовой опыт музыкального воспитания детей в соответствии с местными условиями; работать в экспериментальном режиме по внедрению новых программ;
при необходимости активно участвовать в создании и преобразовании образовательной среды, разрабатывать и изготавливать необходимые пособия и дидактические игры, энергично подключая детей к этому процессу;
применять психолого-педагогические методы и приемы формирования основ художественно-эстетической культуры детей, обрабатывать и анализировать накопленные материалы по музыкальному развитию каждого ребенка, организовывать проведение открытых занятий для своих коллег;
использовать методы диагностики музыкального воспитания и развития детей, реализуя принципы индивидуального подхода.
К профессионально важным качествам музыкального руководителя относятся:
творческое мышление;
музыкальная и педагогическая одаренность;
развитая моторика рук;
развитые коммуникативные способности;
высокая эмоциональная устойчивость — выдержка, самообладание;
терпеливость, внимательность;
большой объем оперативной и долговременной памяти;
умение чувствовать и понимать стили, жанры музыки;
педагогический такт.
Работа музыкального руководителя в детских учреждениях приемлема только для лиц с незначительными нарушения зрения и предполагает большую ответственность за несовершеннолетних детей. Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями зрения, имеющих инвалидность, должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы.
В зависимости от степени сохранности зрительных функций определяется возможность организации трудового процесса для музыкальных руководителей с нарушениями зрения.
Освещенность на рабочих местах инвалидов с патологией глаз должна устанавливаться индивидуально с учетом нозологической формы заболевания, путем устройства комбинированного освещения. Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня.
Как правило, музыкальный руководитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит сидя или в движении, в режиме интенсивного общения с детьми.
Музыкальные руководители с нарушением зрения принимаются в детские дошкольные учреждения штатными сотрудниками. В зависимости от организационно-правовой формы учреждения, устанавливается график работы. Оплата осуществляется в соответствии с нормативами организации. Работая в системе дошкольного образования, специалисты должны придерживаться делового стиля в одежде, не допускается вычурная одежда и наличие большого количества аксессуаров на руках. Наличие медицинской книжки – обязательное условие для работы в детском учреждении.
Перечень противопоказаний для осуществления деятельности музыкального работника в системе дошкольного образования включает в себя следующие нарушения и заболевания:
полная потеря зрения;
травматические повреждения головного мозга;
сердечно-сосудистые заболевания;
тяжелые заболевания опорно-двигательной системы, детский церебральный паралич, ампутация и парализация верхних и нижних конечностей;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), неврозы являются противопоказаниями к осуществлению данной деятельности;
шизофрения;
умственная отсталость;
дефекты слуха;
инфекционные заболевания;
выраженные дефекты речи;
эпилепсия, расстройство памяти;
наличие зависимостей (алкогольной, наркотической).
Необходимое образование для работы музыкальным руководителем лица с незначительными нарушениями зрения могут получить: в музыкальных училищах, педагогических колледжах, специализированных высших образовательных учреждениях музыкального профиля.
В городе Москве специализированную профессиональную подготовку осуществляют:
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 7;
Академический музыкальный колледж при московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского;
Государственное музыкальное училище им. Гнесиных;
Академия хорового искусства им. В.С. Попова и московского хорового училища им. А.В. Свешникова;
Московский областной музыкально-педагогический колледж;
Московский областной колледж им. С.С.Прокофьева;
Колледж музыкально-театрального искусства № 61;
Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Фредерика Шопена;
Московский областной базовый музыкальный колледж им. А. Н. Скрябина;
Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства (г. Москва).
Единственное в России музыкальное образовательное учреждение, осуществляющее обучение людей с различными нарушениями зрения - это Курское музыкальное училище-интернат для слепых.
Лица с незначительными нарушениями зрения, допускающими осуществление деятельности по профессии музыкального руководителя в дошкольном учреждении, могут получить знания на общих основаниях в следующих региональных образовательных учреждениях:
Музыкальные руководители с успехом трудятся:
в государственных и частных дошкольных образовательных учреждениях;
в детских домах;
в интернатах;
в системе дополнительного образования детей: центрах творчества и досуга, центрах раннего развития и воспитания ребенка.
Карьерный рост музыкального руководителя зависит от его профессиональных целей, планов, индивидуальных особенностей. Люди, имеющие ограниченные зрительные возможности, но обладающие музыкальным талантом, могут осуществить карьерный взлет в музыкальной сфере, могут заниматься педагогической деятельностью, давать частные уроки, заниматься репетиторством. Повышая свой профессиональный уровень в смежных профессиях, например, в системе управления персоналом, можно занять должность заведующего детским садом или центром детского творчества.