Информация о профессиях, специальностях и работе для людей с ограниченными возможностями. Карьерный рост.
Администрирование данных стало активно формироваться в качестве профессиональной деятельности с конца 60-х годов. Практическое значение это имело для организаций и предприятий, использующих вычислительную технику в системах информационного обеспечения для своей ежедневной деятельности.
Качественные изменения функции администрирования стали происходить с началом использования так называемых интегрированных баз данных. Одна такая база данных могла использоваться для решения многих задач.
В век информационных технологий главной ценностью становится информация. Достоверность и доступность являются важными её критериями. Поэтому так важно заботиться о её конфиденциальности и защите. Особенно это актуально для различных предприятий и организаций, где главным продуктом является информация. Она хранится в базах данных, за которые ответственность несёт администратор.
К середине 90-х годов сложились еще не завершенные, но уже достаточно устойчивые и полные методологии разработки систем с базами данных. Основная работа по планированию информационных потребностей предприятия, проектирование концептуальной и логической схемы базы данных, внешних схем, используемых в отдельных процессах обработки информации, полностью легла на автоматизированную систему. Стали более определёнными функции администратора баз данных - это обеспечение надежной и эффективной работы пользователей и программ с базами данных, поддержка разработчиков в их доступе к базе данных.
Профессия администратора баз данных по предмету труда относится к типу «Человек – Знак», она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами и таблицами, расчетами.
Дополнительный тип профессии - «Человек - Техника», так как связана с эксплуатацией технических устройств.
По характеру работа в области администрирования баз данных относится к классу эвристических (творческих), связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Администратор баз данных или Database Administrator (DBA) – это специалист в сфере информационных технологий, отвечающий за проектирование, реализацию, эффективное использование и сопровождение баз данных.
Профессиональные задачи администратора баз данных могут незначительно различаться в зависимости от вида применяемой системы управления базами данных, но в основные задачи входит:
Проектирование базы данных;
Оптимизация производительности базы данных;
Обеспечение и контроль доступа к базе данных;
Обеспечение безопасности в базе данных;
Резервирование и восстановление базы данных;
Обеспечение целостности баз данных.
В основные обязанности администратора баз данных входит:
установка и настройка прикладного программного обеспечения для администрирования систем управления базами данных;
управление программным обеспечением систем управления базами данных;
установка и настройка серверного программного обеспечения систем управления базами данных;
управление уровнями доступа к объектам базы данных;
управление учетными записями пользователей;
обеспечение бесперебойной работы системы управления базой данных;
ликвидация сбоев в работе систем управления базами данных;
мониторинг систем управления базами данных;
выполнение регламентных процедур по резервному копированию, архивированию и восстановлению баз данных;
миграция или установка программ из тестовой конфигурации базы данных в рабочую конфигурацию;
обеспечение перехода на новую версию системы управления базой данных.
Для успешной работы администратор баз данных должен знать:
технологию проектирования баз данных;
организацию структур баз данных;
языки программирования и программное обеспечение;
компьютерную технику, принципы ее внедрения и эксплуатации, алгоритмы ее работы;
особенности использования технологии «Клиент – Сервер» при создании прикладных программ и баз данных;
характеристики и особенности эксплуатации локальных вычислительных сетей различных типов;
приемы и методы работы в глобальной вычислительной сети;
методы программной защиты информации;
основные положения действующей нормативной документации;
основы организации деятельности промышленного предприятия (организации) и управления им.
Администратор баз данных должен уметь:
выполнять регламентные процедуры по резервному копированию, архивированию и восстановлению баз данных;
управлять учетными записями пользователей;
устанавливать и настраивать прикладное программное обеспечение для администрирования систем управления базами данных;
протоколировать работу систем управления базами данных;
подготавливать отчеты о функционировании систем управления базами данных;
вести эксплуатационную и технологическую документацию;
устанавливать и настраивать серверное программное обеспечение систем управления базами данных.
Для успешной деятельности в качестве администратора баз данных необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
развитые математические способности
высокий уровень развития абстрактно-логического мышления
выраженная склонность к работе с информацией и техникой;
склонность к творческой работе;
интеллектуальная гибкость;
развитая способность к концентрации и устойчивости внимания;
умение грамотно излагать свои мысли;
ответственность;
организованность.
Учитывая специфику деятельности, профессия администратора баз данных оптимальна для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы.
Особое внимание необходимо уделить специализированной рабочей среде и рабочему месту, адаптированному под нужды сотрудника-инвалида. Функционально-планировочная структура здания, в котором размещается организация, должна быть логически простой и компактной. При входе в здание должны быть установлены пандусы, крепкие и надежные перила, внешняя дверь должна открываться вовнутрь, чтобы избежать травматических последствий. Ширина дверных проемов должна соответствовать эргономическим характеристикам стандартной инвалидной коляски, что соответствует 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей “вертушек” на путях передвижения инвалидов не допускается. Наиболее удобные в использовании двери - раздвижные автоматические. При размещении администратора баз данных на втором и последующих этажах, должен быть предусмотрен лифт.
Администратор баз данных может работать как самостоятельно, так и в коллективе из нескольких специалистов. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием современных компьютерных средств и средств связи. На персональном компьютере сотрудника должны быть установлены специальные программы, с помощью которых реализуется деятельность.
Как правило, эта профессиональная деятельность не предполагает командировок. Возможны деловые встречи с клиентами-заказчиками. В этой связи для администратора баз данных предпочтителен деловой стиль одежды.
Администратор баз данных самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач. Работа администратора баз данных может осуществляться в штате компании с выплатой заработной платы в соответствии с должностным окладом, в том числе, на условиях дистанционной занятости (с выполнением работы на дому).
Медицинские ограничения для работы администратором баз данных:
травматические повреждения головного мозга;
ампутация верхних конечностей;
деформации рук при детском церебральном параличе в тяжелых формах гемипареза и двусторонней гемиплегии;
аномалии развития пальцев кисти;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита), тяжелая форма детского церебрального паралича;
нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук;
тяжелые формы неврологической симптоматики при ДЦП;
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
органические, включая симптоматические, психические расстройства;
шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
умственная отсталость;
эпилепсия;
серьезные нарушения зрения и слуха;
заболевания органов дыхания;
заболевания сердечнососудистой системы.
Нарушения функций опорно-двигательной системы, ампутация одной или обеих нижних конечностей, легкая форма ДЦП, спинномозговые травмы не являются противопоказаниями в случае обеспечения условий выполнения функциональных обязанностей или удаленной работы.
Для успешной деятельности администратора баз данных требуется образование не ниже среднего профессионального (например, по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»).
Предпочтительно высшее техническое образование по специальностям: «Компьютерная безопасность», «Организация и технология защиты информации», «Комплексная защита объектов информатизации», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Прикладная информатика (по областям)», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы», «Прикладная математика» и др.
Как правило, для успешной самореализации в профессии требуется повышение квалификации и профессиональная переподготовка по направлению «Администрирование баз данных».
При выборе образовательного учреждения необходимо выяснить возможность очного или дистанционного обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Головным федеральным центром по обучению инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы является Московский государственный гуманитарно-экономический институт, в котором созданы все технические условия для образования. В институте по специальности «Прикладная математика и информатика (по областям)» обучаются студенты с различными диагнозами, в том числе инвалиды-колясочники.
Кроме того, будущие специалисты в области администрирования баз данных с нарушениями опорно-двигательной системы могут получить профессиональную подготовку в следующих образовательных учреждениях города Москвы:
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);
Московский городской психолого-педагогический университет (специальность "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем");
Московский государственный университет культуры и искусств (специальность "Прикладная информатика");
Московский государственный университет приборостроения и информатики;
Московский государственный университет путей сообщения;
Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС";
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
В регионах Российской Федерации профессиональную подготовку для работы администратором баз данных можно получить в следующих образовательных учреждениях:
Астраханский государственный технический университет;
Белгородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ);
Волгоградский государственный технический университет;
Воронежский государственный университет;
Донской государственный технический университет;
Иркутский государственный технический университет;
Кубанский государственный технологический университет;
Новосибирский государственный технический университет;
Пензенская государственная технологическая академия;
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики;
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
Юго-Западный государственный университет.
Специалисты по администрированию баз данных в зависимости от возложенных обязанностей могут занимать следующие должности:
системный администратор;
архитектор баз данных;
аналитик баз данных;
разработчик моделей данных;
администратор приложений;
проблемно-ориентированный администратор баз данных;
аналитик производительности;
администратор хранилища данных.
Квалифицированные администраторы баз данных востребованы в следующих областях:
в компаниях, специализирующихся на организационно-техническом и информационном обеспечении деятельности различных государственных и негосударственных структур;
в коммерческих банках;
в транспортных компаниях;
в компаниях, реализующих медицинские услуги;
в крупных торговых оптовых и розничных компаниях;
в организациях, специализирующихся на сделках с недвижимостью;
в агентствах по взысканию задолженностей с юридических и физических лиц;
в полиграфическом производстве;
в фармацевтической промышленности в области разработки и производства современных лекарственных средств;
в компаниях-операторах медиарекламного рынка;
в компаниях, специализирующихся на разработке инновационных технологий;
в образовательных учреждениях..
Перспектива карьерного роста администратора баз данных зависит от профессионализма сотрудника и опыта работы. Верх карьерного роста специалиста – руководитель проекта или направления в области баз данных. При наличии свидетельства о повышении квалификации об окончании авторизированных курсов, например, Oracle, специалист может претендовать на должность руководителя, начальника отдела по информационной безопасности и аналитической деятельности. В современных условиях часто администраторы баз данных работают в режиме «фриланса», выполняя заказы различных компаний на договорной основе.
Кроме того, обширны области приобретения знаний и навыков по смежным профессиям в области современных информационных технологий, прикладной информатики и математики. В системе высшего профессионального образования высоко востребованы преподаватели по дисциплине «Базы данных». Кроме того, защитив диссертацию, специалист может посвятить себя научной деятельности.