Информация о профессиях, специальностях и работе для людей с ограниченными возможностями. Карьерный рост.
В современной ситуации реформации общества разработка новых и совершенствование существующих методик в различных профессиональных областях является одним из важнейших и актуальных направлений.
Профессия методист неразрывно связана с понятием «метод», происходящего от греческого «путь» или «познание». Именно поэтому основная область профессиональных интересов методиста связана с образованием.
В эпоху просвещения в результате больших преобразований в науке, культуре и образовании начали зарождаться педагогические объединения, советы, где практикующие учителя делились своими знаниями, мастерством и личным опытом. Именно тогда, уже к 19 веку, стала формироваться профессия методиста - учителя-наставника, инструктора и практика.
В настоящее время существует высокий спрос на специалистов в области методической работы. Процесс обновления образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической базы. К преимуществам профессии методиста можно отнести, безусловно, общественную значимость и востребованность на рынке труда Москвы.
Профессия методиста по предмету труда относится к типу «Человек-Знак», так как ориентирована на разработку и использование в процессе работы знаковых систем – текстов, таблиц, схем, шаблонов и пр.
Дополнительный тип профессии - «Человек–Человек», она связана с непосредственным и опосредованным взаимодействием с людьми.
По характеру труда профессия методиста относится к эвристическому (творческому) классу, связанному с анализом, планированием, контролем, созданием нового, управлением другими людьми.
Методист – это педагог, разрабатывающий и реализующий различные методики преподавания. Содержание деятельности методиста основано на достижениях науки и передового педагогического опыта, а также на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, и заключается в:
разработке методических и информационных материалов;
модернизации технологий обучения;
изменении существующих учебных программ и учебных планов;
оказании методической помощи педагогам в их практической деятельности;
разработке планов и подготовке отчетов;
совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
создании банков данных по научно-педагогической литературе, учебно-методическим материалам;
разработке методических рекомендаций для педагогов, родителей, учащихся по организации образовательного процесса;
ведении делопроизводства;
контроле за состоянием успеваемости студентов, посещаемости аудиторных занятий;
подготовке учебных расписаний занятий и экзаменов и др.
Для успешной деятельности методисту необходимо обладать определенными профессиональными компетенциями, в частности, специалист в области методической работы должен знать:
Конституцию РФ, Федеральные законы, нормативно-правовые акты;
специальную терминологию;
действующие стандарты в области общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и по направлениям подготовки магистров;
принципы дидактики;
основы педагогики и возрастной психологии;
общие и частные технологии преподавания;
методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;
систему организации образовательного процесса в учреждении;
принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.
Методист должен уметь:
эффективно использовать программно-методический материал, нормативно-правовую базу и кадровый потенциал методической службы;
разрабатывать и внедрять новые образовательные программы, технологии обучения, инновационные проекты, методики обучения и воспитания, а также модифицировать существующие;
активно использовать современные информационные технологии в области создания, сохранения, управления и обработки данных;
пользоваться современными мультимедийными средствами;
четко, ясно излагать свои мысли;
анализировать, сопоставлять, дифференцировать, объединять;
работать на результат.
К профессионально важным качествам методиста относятся:
аналитический склад ума;
развитый социальный интеллект;
широкий кругозор и общекультурная эрудиция;
высокий уровень развития абстрактно-логического мышления;
открытость новому, инициативность;
развитая грамотная речь;
большой лексический запас;
ораторские способности;
организаторские способности;
развитые коммуникативные навыки;
способность к концентрации внимания;
высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);
способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью.
Работа методиста осуществляется преимущественно в позе сидя с использованием персонального компьютера, оргтехники, различных методических материалов. В процессе работы применяет ручные, механические и электронные средства труда.
Двигательная активность методиста с нарушениями функций опорно-двигательной системы может быть незначительной при наличии нескольких специалистов, занятых методической работой. Методист с нарушениями функций опорно-двигательной системы также может работать на условиях дистанционной занятости (надомной работы).
Не являются противопоказаниями к реализации деятельности методиста следующие нарушения функций опорно-двигательного аппарата: врожденные патологии нижних конечностей; незначительные нарушения, вызванные детским церебральным параличом, выраженные в виде нарушений функций нижних конечностей; врожденные патологии опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп); аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты нижних конечностей; ампутация одной или двух нижних конечностей; спинномозговые нарушения; системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит), полиартрит; остеомиелит; артриты и артрозы.
Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями опорно-двигательной системы должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы, в которых обозначены сведения о противопоказанных и доступных условиях труда, профессиональной ориентации инвалида.
Длительность рабочего времени методиста с ограниченными двигательными возможностями должна соответствовать медицинским рекомендациям. Организация рабочего места методиста должна соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Функционально-планировочная структура здания, в котором размещается организация, должна быть логически простой и компактной.
При входе в здание должны быть установлены пандусы, крепкие и надежные перила, внешняя дверь должна открываться вовнутрь, чтобы избежать травматических последствий. Ширина дверных проемов должна соответствовать эргономическим характеристикам стандартной инвалидной коляски, что соответствует 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей “вертушек” на путях передвижения инвалидов не допускается. Наиболее удобные в использовании двери - раздвижные автоматические. При размещении сотрудника на втором и последующих этажах, должен быть предусмотрен лифт.
Площадь рабочей зоны для специалистов с ограниченными двигательными возможностями должна быть не менее 4,2 м 2 .
Поверхность рабочего стола, используемого специалистом в работе, должна находиться на высоте не более 0,8 м над уровнем пола. Рабочий стул для инвалидов, не использующих при передвижении инвалидного кресла, должен быть оснащен устройством для изменения положения сиденья по высоте и наклону, регулируемой подставкой для ног, в отдельных случаях - специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании. Методист является штатным сотрудником учреждения. Оплата труда начисляется в соответствии с должностным окладом по штатному расписанию. Стиль одежды методиста на рабочем месте – официально-деловой.
Основное противопоказание в осуществлении профессиональной деятельности методиста для лиц с ограниченными двигательными возможностями - это неспособность к данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим в работе методиста, относятся:
травматические повреждения головного мозга;
ампутация верхних конечностей;
деформации рук при детском церебральном параличе в тяжелых формах гемипареза и двусторонней гемиплегии;
аномалии развития пальцев кисти;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита), тяжелая форма детского церебрального паралича;
нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук;
тяжелые формы неврологической симптоматики при ДЦП;
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
органические, включая симптоматические, психические расстройства;
шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
умственная отсталость;
эпилепсия;
серьезные нарушения зрения и слуха;
заболевания органов дыхания;
заболевания сердечнососудистой системы.
При выборе образовательного учреждения лицам с ограниченными двигательными возможностями необходимо выяснить возможность очного или дистанционного обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Для работы методистом требуется высшее профессиональное образование.
Головным федеральным центром по обучению инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы является Московский государственный гуманитарно-экономический институт, в котором созданы все технические условия для образования. В институте по гуманитарным специальностям обучаются студенты с различными диагнозами, в том числе инвалиды-колясочники.
Кроме того, условия для обучения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы созданы в:
Московском государственном педагогическом университете;
Российском государственном социальном университете;
Международном независимом эколого-политологическом университет;
Московском государственном институте музыки имени А.Шнитке;
Международном независимом эколого-политологический университете;
Московском государственном институте индустрии туризма;
Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма;
Межрегиональном Открытом Социальном Институте (дистанционное обучение).
В ряде случаев должность методиста может занимать специалист без высшего образования, но с большим практическим опытом.
В регионах Российской Федерации также существуют учреждения высшего профессионального образования, имеющие безбарьерную среду для обучения инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. К ним относятся:
Санкт-Петербургский университет им. А.И.Герцена;
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия;
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко;
Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова;
Челябинский государственный университет;
Уральский государственный педагогический университет;
Красноярский государственный торгово-экономический институт;
Вятский государственный гуманитарный университет;
Новосибирский государственно-технический университет;
Кубанский государственный университет;
Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета, г. Нефтекамск;
Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, г. Сибай;
Омская государственная медицинская академия, г. Омск;
Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ", г. Самара;
Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г, Сургут.
Профессия методиста востребована в разных областях педагогики: в системе дошкольного воспитания, школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Помимо этого, методисты с успехом применяют свой опыт и знания в:
управлениях образования;
центрах дополнительной профессиональной подготовки и повышения квалификации;
компаниях, специализирующихся на проведении тренингов и других вариантов обучения;
консалтинговых компаниях;
корпоративных учебных центрах компаний;
отделах кадров;
отделах обучения и развития персонала;
издательствах;
компаниях по разработке программного обеспечения;
фармацевтических компаниях;
торговых компаниях;
страховом бизнесе и др.
Перспектива карьерного роста методиста зависит от ряда факторов, среди которых профессионализм сотрудника, желание постоянного совершенствования и развития имеют важнейшее значение.
Талантливый, знающий, целеустремленный специалист в зависимости от структуры организации может пойти по пути развития вертикальной карьеры - стать методистом направления, затем заместителем руководителя, заведующим, руководителем методической службы организации. В образовательных учреждениях общего и среднего профессионального образования - заместителем директора по учебно-методической работе, в высших учебных заведениях - проректором по учебно-методической работе.
Кроме того, большинство директоров образовательных и воспитательных учреждений идут на руководящие должности после опыта практической работы в должности методиста.
Методист также может осуществлять научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность.
Методист может работать дистанционно (на условиях проектной или надомной занятости), выполняя функции по разработке методических рекомендаций, инструкций, методического и консультационного сопровождения пользователей программного обеспечения, работающих через Интернет, и др.