Машинист тепловоза
Лицо, от
вечающее
за обслуживание тепловоза во время его использования и служебного ремонта.
Обязанности:
- подготавливать тепловоз к поездке,
- проверять исправность дизель-генераторной установки, ходовую часть,
- проверять наличие масла, воды и топлива в системе,
- осматривать аппаратуру в высоковольтной камере,
- перед запуском двигателя убедиться, что возле него никого нет,
- прогревать двигатель до 35-40°, после этого приводить тепловоз в движение,
- проверять правильность сцепления главного вагона с поездом,
- обслуживать его во время стоянок и следования,
- наблюдать за работой тепловоза, проводить необходимый служебный ремонт,
- подготавливать тепловоз для сдачи в депо,
- определять рациональный режим движения поезда.
Должен знать:
- объем и виды ремонта,
- правила подготовки тепловоза к поездке,
- устройство и назначение тепловоза,
-
правила ПБ и ТБ, основные виды неисправностей и повреждений,
- правила обслуживания, приемки, порядок сдачи и осмотра, классификацию видов ремонта и осмотра тепловоза, их характеристики.
Машинист локомотива
В управлении тяговыми машинами (тепловозы, электровозы) главной фигурой является машинист. Управляет локомотивом он с помощью контроллера. Этот основной аппарат управления расположен в кабине слева от машиниста.
На контроллере имеется несколько рукояток. С их помощью машинист выполняет различные действия.
Чаще всего он пользуется главной рукояткой контроллера. Даже в тех случаях, когда машинист не производит непосредственных операций с контроллером, его левая рука постоянно находится на главной рукоятке этого аппарата.
Справа от машиниста у бокового окна расположен второй аппарат управления локомотивом - пневматический кран. Он служит для торможения поезда, когда надо снизить его скорость или совсем остановить его. На пульте управления расположено около двух десятков кнопок для включения различного оборудования и сигнальных ламп - с их помощью машинист контролирует работу отдельных узлов и аппаратов.
Внизу кабины, под ногами у машиниста, находятся одна или две кнопки-педали - для подачи песка под колеса и включения звукового сигнала.
Разглядеть несущуюся под колеса дорогу, заметить необходимые сигналы, например свет светофора,- все это входит в обязанности машиниста. Конечно, в этом деле ему помогает его подручный - помощник машиниста, но для безопасности движения на железнодорожном транспорте надо глядеть "в оба" и тому и другому.
Постоянное слежение за показаниями приборов в кабине локомотива и напряженное всматривание в бегущие навстречу дорожные знаки, когда даже на короткое мгновение нельзя отвести взгляда от дороги,- характерная особенность профессии машинистов локомотива.
В кабине размещены также радиопульты с микрофоном и телефоном, электропечи для обогрева кабины, шкафчик для одежды, электроплита для подогрева пищи, холодильник и др.
Машинист локомотива обязан вести поезд точно по графику, учитывать конкретные сигналы предупреждений на перегонах, следить за светофорами, показаниями контрольно-измерительных приборов, за состоянием пути.
Поездки даже по одному и тому же участку будут отличаться одна от другой и определяться многими факторами: весом поезда, погодой, напряжением в контактной сети и др.