Информация о профессиях, специальностях и работе для людей с ограниченными возможностями. Карьерный рост.
В переводе с латинского языка проект – это «брошенный вперед». Проект направлен на создание уникального продукта к определенному моменту в будущем.
Инженер-проектировщик занимается проработкой и доработкой архитектурных чертежей строительных сооружений в части расположения необходимых систем: водоснабжения, канализации, электрической сети, телефонных и интернет-кабелей, вентиляции и кондиционирования, пожарной безопасности. Обычно над каждым проектом работают несколько инженеров-проектировщиков разного профиля.
История профессии инженера-проектировщика берет свое начало в глубокой древности и тесно связана с развитием строительства. Первые водопроводы известны с I тысячелетия до н. э. и упомянуты в Библии. Системы вывода сточных вод были разработаны древними инженерами еще 5000 лет назад в Вавилоне. В древнем Риме перед строительством большого города в основание закладывался водопровод и прокладывались основные коммуникации. Линии связи возникли одновременно с появлением электрического телеграфа более 150 лет назад.
В наше время деятельность инженеров-проектировщиков имеет особое социальное и стратегическое значение. Обязанности инженера-проектировщика варьируются в зависимости от специализации.
Например, инженер-проектировщик объектов делает на основе архитектурного проекта полный комплект чертежей будущей строительной конструкции. Проектировщик инженерных коммуникаций разрабатывает схемы расположения в здании конкретных инженерных систем, выполняет соответствующие чертежи, согласовывает их с другими проектировщиками.
В современных условиях Москвы профессия инженера-проектировщика остро востребована и наилучшим образом подходит для лиц с нарушениями слуха. Профессиональная деятельность протекает преимущественно в предметной сфере с ограниченными контактами с коллегами в процессе работы, и незначительные ограничения по слуху не препятствуют осуществлению деятельности.
Профессия инженера-проектировщика относится к типу «Человек - Техника», так как связана с созданием технических объектов.
Дополнительный тип профессии - «Человек - Знак», поскольку для выполнения работы используется знаковая информация: цифры, формулы, таблицы, чертежи, схемы.
Класс профессии – эвристический, т.к. она связана с анализом, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений.
Инженер-проектировщик – это специалист в сфере строительства, осуществляющий полный комплекс работ по проектированию зданий и сооружений.
В основные обязанности инженера-проектировщика входит:
предпроектное обследование объектов, анализ исходных данных и технических условий для проектирования;
разработка отдельных разделов проекта;
проектирование систем для объектов различного функционального назначения: промышленных, торговых комплексов, многофункциональных офисных комплексов и др.;
проектирование различных производственных и специальных объектов (заводы, дома, детские сады, школы, автомобильные дороги, транспортные сооружения и т.д.);
анализ, формирование заключений, составление технических заданий, технических отчетов и предложений по оптимизации проектных решений;
осуществление реконструкции действующих предприятий;
расчет конструкций зданий и сооружений;
выполнение чертежей и спецификаций;
проверка и контроль документации на соответствие качеству проектных решений и действующих нормам проектирования;
подготовка комплекта проектной документации к прохождению регламента и экспертизы;
согласование проектной документации с Заказчиком и надзорными органами;
организация и координация процесса проектирования инженерных систем по электроснабжению и электроосвещению;
подбор оборудования;
проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений;
осуществление авторского надзора за строительством;
составление заявок на изобретения.
Для успешной работы инженер-проектировщик должен знать:
основы архитектуры, ее виды;
системы и методы проектирования;
принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства;
оборудование предприятия, применяемую оснастку и инструмент, технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации;
конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации;
средства автоматизации проектирования;
порядок и методы проведения патентных исследований;
основы изобретательства;
основы технической эстетики и художественного конструирования;
основы систем автоматизированного проектирования;
передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции;
основы экономики;
общие знания по функционалу всех возможных систем коммунального хозяйства.
Инженер-проектировщик должен уметь:
пользоваться современными средствами вычислительной техники, коммуникаций и связи;
выполнять чертежи;
использовать в работе конструкторские программы проектирования (AutoCAD, Solid Works, Inventor или др.);
проводить технические расчеты при конструировании;
использовать в работе новейшие математические методы исследований;
работать с технической документацией, читать строительные и технологические чертежи, понимать электрические и пневматические схемы, систематизировать технический материал.
К основным профессионально важным качествам инженера-проектировщика относятся:
развитое пространственное, наглядно-образное и техническое мышление;
творческое воображение;
технические и математические способности;
точный глазомер;
высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
последовательность, методичность;
точность, аккуратность;
способность заниматься длительное время монотонной кропотливой работой.
Эта работа подходит людям, склонным к аналитической деятельности, работе с информацией и техникой.
Инженер-проектировщик выполняет значительную часть своей работы автономно в соответствии с полученным заданием. Однако его деятельность предполагает общение с коллегами, заказчиками, исполнителями работ. В этой связи работа приемлема только для людей с незначительными ограничениями слуха. Для комфортного вербального общения специалист может использовать слуховой аппарат и другие специальные средства коммуникации.
Кроме того, условия труда на рабочих местах инженеров-проектировщиков с нарушениями слуха должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов. В зданиях и помещениях должны быть предусмотрены информационные индикаторы противопожарной системы, а также визуальные ориентиры: различные освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием яркого цвета, контрастного по отношению к фоновой поверхности. Текстовая информация должна быть максимально краткой. Ориентиры-указатели направления движения должны быть однотипными для всего объема здания и зданий одного комплекса. Продолжительность ежедневной работы устанавливается в соответствии с медицинским заключением и существующими нормативами организации труда инвалидов.
Рабочее место инженера-проектировщика располагается в помещении. Обязательными инструментами, используемыми в работе, являются: персональный компьютер, специальные компьютерные программы, графические планшеты, чертежные инструменты, схемы и чертежи конструкций и сооружений и пр. Работа также предполагает выезды на объекты для предпроектного обследования и осуществления авторского надзора за строительством.
Основное противопоказание к профессии инженера-проектировщика для лиц с нарушениями слуха - это неспособность к выполнению данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К медицинским ограничениям, затрудняющим работу инженера-проектировщика, относятся:
травматические повреждения головного мозга;
тяжелые заболевания опорно-двигательной системы с поражением функций верхних конечностей, с деформацией рук;
ампутация одной или двух верхних конечностей;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук;
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
умственная отсталость;
эпилепсия;
полное отсутствие слуха;
частичное отсутствие слуха и речи;
тяжелые нарушения речи;
тяжелые нарушения зрения, полная потеря зрения.
Инженеров-проектировщиков готовят строительные, архитектурные и различные технические вузы в зависимости от специализации.
Например, проектировщику зданий и сооружений необходимо иметь диплом ВУЗа по специальности «Промышленное и гражданское строительство», проектировщику вентиляционных и отопительных систем – по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», для проектирования систем электрооборудования – специальность «Электроэнергетические системы и сети».
Необходимую профессиональную подготовку для работы инженером-проектировщиком можно получить в следующих образовательных учреждениях города Москвы:
Московский государственный строительный университет;
Московский архитектурный институт (государственная академия);
Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ им.Н.Э.Баумана.
Необходимую профессиональную подготовку для работы инженером-проектировщиком можно получить в следующих образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществляющих подготовку лиц с нарушениями слуха:
Институт социальной реабилитации новосибирского
государственного технического университета (инвалидов по слуху);
Казанский государственный технический университет им. А.Туполева (КГТУ);
Казанский государственный архитектурно-строительный университет;
Владимирский государственный университет - центр профессионального образования инвалидов, партнер всемирной сети университетского образования глухих;
Астраханский инженерно-строительный институт;
Брянская государственная инженерно-технологическая академия;
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет;
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Применить свои знания инженеры-проектировщики могут в:
государственных и частных строительных и ремонтно-строительных организациях;
научно-исследовательских институтах;
проектных организациях;
архитектурных бюро;
образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
компаниях по продажам, проектированию, монтажу и сервисному обслуживанию инженерных систем (промышленной вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения, комплексной автоматизации и пр.);
инжиниринговых компаниях, занимающихся научно-прикладными исследованиями, разработками новейших технологий, производством промышленного оборудования и техники и пр.
По мере повышения профессиональной квалификации, инженерам-проектировщикам присваиваются категории, начиная с третьей и заканчивая первой высшей категорией.
При выборе управленческой (вертикальной) карьеры следующей ступенькой в карьерной лестнице станет должность ведущего инженера-проектировщика, затем - главного инженера проекта и, наконец, главного инженера или руководителя компании.
Кроме того, инженер–проектировщик может с успехом освоить смежные профессии, такие как: инженер-строитель, архитектор, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-электронщик, инженер в сфере телекоммуникаций и т.д.
Помимо этого, инженер-проектировщик при наличии опыта может осуществлять научную, педагогическую и предпринимательскую деятельность.