Факторный анализ прибыли до налогообложения – это важная часть общего комплексного анализа финансового состояния предприятия. Это наиболее значимая статья формирования доходов (расходов), как часть чистого дохода до налогообложения. В отчетах, связанных с факторным анализом прибыли перед налогообложением важнейшими составляющими частями являются розничные цены на товары, количество продаж, наименования продукции, которая продается, а также себестоимость продукции. Прибыль до налогообложения – это так называемый «грязный» доход предприятия или организации. В этот доход включают также доход предприятия или организации от аренды, пользования авторскими правами, патентами. Чтобы выполнить факторный анализ прибыли до налогообложения составляются специальные таблицы и схемы. Для таких схем необходимо знать:
Такого рода анализ может проводится по видам деятельности, а также по локализациям сегментов деятельности организации. Данные, которые необходимы для факторного анализа, это выручка от продажи, опять же себестоимость проданной продукции и прибыль от продаж. Существуют специальные формулы расчетов для факторного анализа прибыли вне налогообложении. Понятие «условной выручки» и «условных затрат» непосредственно связанны с таким видом анализа, как факторный. Расчет условной выручки ведется путем умножения фактического объема реализации конкретного вида продукции на показатель средних цен за расчетный период.
Значение факторного анализа прибыли играет важную роль для предприятия в отчетах по налогообложению. Его сложно переоценить. Этот анализ крайне важен для планирования повышения уровня доходов, он объективно оценивает рост/снижение доходов и расходов, их влияние на экономическое положение того или иного предприятия. Показатели факторного анализа делят на две группы: внешние и внутренние. Говоря о первой группе, следует отметить, что к ней относят факторы:
Вторая группа включает в себя материальные показатели, управленческие, организационные факторы, социальные и экономические. Факторный анализ прибыли предприятия до налогообложения в основе имеет под собой поэтапное исследование изменений на разных уровнях. Например, ценовые изменения, изменения количества продукции на рынке, структурные изменения в объемах продукции под реализацию, возможная экономия при снижении стоимости выпуска продукции. Показатели анализа прибыли существенно отличаются от уровня влияний отпускной цены и объема продаж. Этот факт вызван принципиально иным подходом к факторному анализу прибыли от продаж, который базируется на показателях конъюнктур рынка. Показатель рентабельности тоже не стоит упускать. Они также связаны с прибылью от продаж. Некоторые исследователи рынка считают целесообразным анализировать рынок на трех уровнях. Например, используя показатели бухгалтерских отчетов. Ниже рассмотрим факторы влияния на прибыль предприятия, которая не облагалась налогом.
При факторном анализе прибыли до налогообложения, необходимо помнить, что прибыль формирует вырученные средства от продаж, среднестатистическая валовая прибыль, прочие статьи доходов и расходов, расходы и доходы ( вне процесса реализации). Эти факторы после вычисления по определенной формуле заполняют соответствующую специальную таблицу. К примеру, уровень средней валовой выручки тоже просчитывается с помощью формулы, где нужен показатель средней валовой выручки отчетного периода и уровень валового дохода базисного периода. Если разбирать показатели прочих операционных доходов, то они сравниваются по аналогичной схеме: сопоставимые цены и доходы базисного периода. Проведение факторного анализа прибыли предприятия до налогообложения следует проводить квалифицированному структурному подразделению предприятия или конкретно работнику, который обладает соответственными компетенциями. Такие услуги также предоставляют специальные организации. Государство контролирует налогообложение по таким доходам предприятий. Эта политика должна быть грамотной и объективной.