Лексическое значение слова «монополия» имеет древнегреческие корни. Слово состоит из двух частей «моно», что имеет значение «один», «единственный», «полео» - «продавать». В дословном переводе – это означает «продаю один». Сущность монополии в экономике рассматривается в трех различных значениях:
Соответственно, и современная трактовка этого термина особо не отличается от первоначального значения. Монополия – это власть на рынке одного человека – хозяина – монополиста. Сейчас с монополиями ведется борьба. Хотя некогда ранее именно благодаря монополиям экономика многих государств излечилась. Все должно быть в меру, ведь монополия – это скорее хорошо, чем плохо, но есть один существенный минус. Монополисты перекрывают кислород всем начинающим мелким предпринимателям, среднему и малому бизнесу. А на современном этапе, в условиях демократического, капиталистического общества, мелкий и средний бизнес – показатели успешной экономической политики государства. Что характерно для монополии, так это то, что монополисты имеют право на работу в той или иной сфере бизнеса. А если появляется малый конкурент, то его, как обычно уничтожает не конкурентно способность. Иногда даже можно употребить слово «произвол» по отношению к действиям некоторых монополистов на рынке. Не рынок им диктует политику, а они – рынку. Изучение сущности монополии каждого рынка необходимо в первую очередь службам антимонопольного регулирования. Службы анализируют рынки, запрещая крупным фирмам занимать долю более 30% конкретного рынка. Бизнес также следит за монопольными свойствами в его сфере товаров и услуг.
Сущностью монополии является присвоение всех покупателей. Очень серьезно с этим произволом связана и ценовая ситуация на рынке, где заправляет монополист. Цены на рынке с монополией растут и всегда завышены, так как только один хозяин может на нее повлиять. В его интересах повышение прибыли, поэтому, как правило, стоимость продукции значительно ниже, чем цены, которые на нее установлены. В современной науке появился даже термин «монопольная цена», что означает – «высокая цена». Прекрасное положение в статусе монопольной компании или предприятия очень сильно стимулируют современные фирмы к получению этого «статуса». Что может быть выгоднее? Во всех странах созданы антимонопольные комитеты, организации, но, явно, что бороться с крупными монополистами даже на государственном уровне – это чрезвычайно сложное дело. Причем, следует понимать, что эта борьба – палка двух концов. Как не крути, а любому государству выгодны монополии, ведь они успешны и поднимают общий уровень экономики государства, но только при одном условии. Оно заключается в том, что монополия должна играть по правилам государства или хотя бы не перечить его внешне и внутренне экономической политике. Ведь речь идет не только о торговли, здесь смысл гораздо глубже: монополия – это власть. А когда дело касается власти, то здесь под угрозой даже государственные интересы.
Чаще всего страны просто «договариваются» со своими монополистами, не мешают им и создают друг для друга взаимовыгодные условия. В мировой истории прослеживалась тенденция к государственным монополиям. К примеру, неоднократно многие страны устанавливали единовластие над рынком табака или вина, или специй, которые стоили дороже золота. А вот случаи, когда государство предоставляло кому-то возможность монопольного владения той или иной нишей рынка товаров, назывались «откупами». Чем не подобно современному понятию «откат»? Монополию можно охарактеризовать следующими свойствами:
Монополия и отсутствие конкуренции самая актуальная проблема в современной экономике. Рынками должно управлять равновесие между спросом и предложением с распределением прибыли продавцам и справедливых цен покупателям.